Forbes представляет итоги 2019 года

ForbesБизнес

Итоги года

Forbes представляет итоги 2019 года. Традиционно мы выбрали бизнесмена, сделку и продавца активов. Новые номинации: конфуз, загадка, открытие, компромисс и даже «крыша». В рубрике Forbes Style антиквар Григорий Бальцер подвел итоги года на рынке искусства и коллекционирования.

Текст Игорь Попов, Елена Ганжур

07.01

Седьмого января мультинациональная корпорация DXC Technology объявила о покупке российского разработчика ПО Luxoft. Сумма сделки составила $2 млрд — с премией 86% к рыночной цене. Свой пакет акций (33,2% акций класса «А» и все акции класса «Б») продали основатели Luxoft Анатолий Карачинский и Сергей Мацоцкий, владевшие им через IBS Group Holding. По оценке Forbes, сделка с DXC принесла партнерам порядка $664 млн, а только Карачинскому — около $498 млн. В июне Luxoft провела делистинг с Нью-Йоркской фондовой биржи.

21.01. Трое за прилавком

Совладельцы розничных сетей «Бристоль» и «Дикси» Сергей Кациев и Игорь Кесаев давно присматривались к бизнесу челябинского конкурента «Красное и Белое» Сергея Студенникова. И 21 января эти три сети объявили о слиянии. Сделку закрыли в сентябре, в объединенной компании «ДКБР Мега Ритейл Групп Лимитед» Студенников получил 49%. Партнеры не вносили денежные средства в компанию, только принадлежащие им доли в бизнесах. Объявлению о слиянии предшествовали масштабные обыски, прошедшие в конце декабря 2018 года на складах сети «Красное и Белое». Но по словам Студенникова, обыски никак не повлияли на решение о сделке с Кациевым и Кесаевым.

27.01. Компромисс: Нет контроля — нет санкций

Двадцать седьмого января Минфин США объявил о снятии санкций с трех главных активов миллиардера Олега Дерипаски: холдинга En+ и подконтрольных ему UC Rusal и энергетической компании «Евросибэнерго». Дерипаска первый и пока единственный из российских миллиардеров сумел вывести свой бизнес из-под американских санкций и таким образом сохранить его. Какой ценой? «Если государство скажет, что необходимо отказаться от компании, я откажусь», — заявил Дерипаска в интервью британской Financial Times еще в июле 2007 года. Через 11 лет миллиардер поделился с государством, но не по его просьбе, а из-за санкций США, под которые 6 апреля 2018 года попали восемь его компаний. Под давлением американцев предприниматель согласился снизить свою долю в En+ почти с 70% до 44,96% (голосовать можно только 35% акций): банк ВТБ увеличил свой пакет с 9,62% до 21,68%, кроме того, акции Дерипаски достались его благотворительному фонду «Вольное дело» и детям. Деньги за них миллиардер, по соглашению с Минфином США, не получил. Но это не все. Совет директоров En+ состоит теперь из 12 человек, восемь из них не имеют отношения к Дерипаске, из них шесть — граждане Европы и США. Поэтому депутаты Госдумы сделали вывод, что теперь стратегическая российская компания контролируется иностранцами. Состояние Дерипаски в 2018 году Forbes оценивал в $6,7 млрд, через год — в $3,6 млрд. Сам предприниматель оценивает свои потери от санкций в $7,5 млрд.

Олег Дерипаска вывел из-под санкций часть своего бизнеса, лишившись контроля в En+

2018 год

6 апреля. Минфин США опубликовал «черный список» из 15 российских компаний, в отношении которых вводятся экономические санкции. Восемь компаний принадлежат Дерипаске: En+ Group, UC Rusal, «Евросибэнерго», «Базовый элемент», агрохолдинг «Кубань», B-Finance LTD, Группа ГАЗ и «Русские машины».

17 апреля. Представители Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) встретились с премьер-министром Дмитрием Медведевым, чтобы обсудить варианты спасения UC Rusal. Варианта два: государство будет выкупать всю продукцию компании, ранее направляемую на экспорт, либо приобретает саму компанию.

18 апреля. Глава Федерации независимых профсоюзов (ФНПР) Михаил Шмаков предложил национализировать «Русал».

27 апреля. Председатель совета директоров En+ Грегори Баркер представил план по выводу компании из-под санкций, по которому доля Дерипаски в En+ становятся ниже 50%, а в совет директоров назначаются независимые директора.

2 мая. Минфин США продлил лицензию En+ на продолжение деятельности на международных рынках.

19 декабря. Минфин США объявил о готовности снять санкции с En+ после всех изменений, согласованных компанией с США.

2019 год

27 января. Санкции сняты с холдинга En+, UC Rusal и «Евросибэнерго». Пять компаний Дерипаски остаются под санкциями, в том числе Группа ГАЗ, в которой работает около 50 000 человек.

4 июля. Работники ГАЗа провели акцию протеста перед резиденцией американского посла в Москве. Один из лозунгов: «Санкции США против ГАЗа — нарушение прав простых людей».

18 ноября. Олег Дерипаска направил в Минфин США прошение о снятии с него санкций.

14.02. Конфликт: Силовая операция

Основателя Baring Vostok Capital Partners, американского финансиста Майкла Калви арестовали рано утром 14 февраля 2019 года по подозрению в хищении 2,5 млрд рублей у банка «Восточный», который контролировали фонды Baring Vostok. Пятнадцать сотрудников ФСБ и Следственного комитета выломали дверь его пентхауса на Большой Дмитровке. В тот же день задержали нескольких партнеров компании: Филиппа Дельпаля, Ивана Зюзина и Вагана Абгаряна, а также бывшего главу «Восточного» Алексея Кордичева и генерального директора «Первого коллекторского бюро» (еще одна портфельная компания Baring Vostok) Максима Владимирова.

Основателя Baring Vostok Майкла Калви в апреле 2019 года перевели под домашний арест

За неделю до этого Шерзод Юсупов, давний соратник и партнер второго акционера «Восточного» Артема Аветисяна написал заявление в ФСБ и СК, обвинив Калви и его коллег в выводе денег из банка. Акционерный конфликт к тому моменту развивался полтора года, но широкая публика о нем не знала. Аветисян стал партнером Калви в 2016 году. Банк назывался тогда «Восточный экспресс», он сильно пострадал от банковского кризиса 2014–2015 годов и терял деньги третий год подряд. Baring Vostok боялся спасать свой банк в одиночку, ведь было непонятно, как долго продлится кризис. Тогда Калви решил найти партнера и разделить риски. Так возник владелец Юниаструм Банка Аветисян, его предложение с точки зрения фонда выглядело лучше всех. Аветисян предложил не просто выкупить часть доп эмиссии «Восточного экспресса», но и объединить его с Юниаструм Банком. Через три года, в 2019-м, в фонде признают решение заключить сделку с Аветисяном «катастрофической коммерческой ошибкой». Тем более что уже к концу 2016-го кризис закончился, надо было подождать всего несколько месяцев.

После сделки Baring Vostok остался контролирующим акционером банка с пакетом 52%, у Аветисяна и его партнеров, в том числе Юсупова, было 40%, еще они получили опцион на 9,9% акций. Вскоре после сделки Baring обнаружил множество кредитов, выданных Юниаструм Банком знакомым Аветисяна по «Клубу лидеров» — неформальному предпринимательскому объединению, которое тот возглавлял. Капитал Юниаструм Банка, ради которого и было затеяно слияние, оказался несколько меньше, в суде Калви говорил, что он вообще был отрицательным. И тогда Калви решил, что опцион Аветисяна недействителен. Противная сторона так не думала. И началась борьба за контроль.

Дальше история развивалась по классической траектории корпоративного конфликта — Baring Vostok подал иск в Лондонский международный арбитражный суд к Аветисяну и его партнерам, выставив претензии на 19 млрд рублей. Аветисян пытался вручить уведомление об исполнении опциона, но офис Baring Vostok закрывал двери на ключ и отключал факсы. Конфликт тихо тлел до тех пор, пока в банке не началась проверка ЦБ.

Проверяющие обнаружили рисковые кредиты участникам «Клуба лидеров» на миллиарды рублей и потребовали докапитализировать банк на 5 млрд рублей. Фонд зарезервировал необходимые средства и был готов их внести. Доля Аветисяна и партнеров могла размыться до 20%, денег для участия в допэмиссии у них не было, и, чтобы получить средства, они планировали продать один из активов — Модульбанк, но покупателей не нашлось.

Эта дискуссия и закончилась заявлением в ФСБ и Следственный комитет. Летом 2019-го Аветисян и партнеры добились исполнения опциона через суд в Амурской области и получили контроль в «Восточном». Теперь Аветисяну придется оплачивать допэмиссию банка: Baring Vostok это делать отказывается, ссылаясь на отсутствие доступа к информации о деятельности банка. Аветисян через «Восточный» подал иски к Baring Vostok на 18,6 млрд рублей, требуя компенсировать убытки. Этой суммы хватит на докапитализацию.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Код независимости Код независимости

Александр Лукашенко пытается снизить влияние России на Белоруссию

Forbes
Карьерный апокалипсис: как не потерять работу после 30 лет в мире, которым правят 20-летние Карьерный апокалипсис: как не потерять работу после 30 лет в мире, которым правят 20-летние

Законы построения карьеры становятся похожи на правила венчурного мира

Forbes
Зверское противостояние Зверское противостояние

Зоопарки Берлина как зеркало холодной войны

Forbes
Оксана Сташенко: «Ничто не красит женщину так, как улыбка» Оксана Сташенко: «Ничто не красит женщину так, как улыбка»

Как Оксана Сташенко всё успевает, при этом сохраняя молодость и красоту?

Худеем правильно
Лена Горностаева Лена Горностаева

Какую часть мужского тела Лена Горностаева считает самой сексуальной?

Playboy
Обзор аудиоплеера FiiO X1II: начинай с начала Обзор аудиоплеера FiiO X1II: начинай с начала

К звучанию этого плеера не придерётся даже человек с музыкальным слухом

CHIP
Уроки испанки Уроки испанки

Как экономика переживет «неожиданную остановку»

Forbes
Глубоко в душе: 8 секс-позиций для секса в душевой кабине Глубоко в душе: 8 секс-позиций для секса в душевой кабине

В фильмах секс под душем всегда классный, но в реальности есть много нюансов

Cosmopolitan
Госпиталь на карантине Госпиталь на карантине

Зачем сносить и заново строить инфекционные лечебницы

Forbes
Кому зима – подруга? Кому зима – подруга?

Холодная и снежная зима одним в радость, а другим в тягость

Здоровье
Сладкие миллиарды Сладкие миллиарды

Как сестры построили агрохолдинг «Трио» в Липецке с выручкой 17,1 млрд рублей

Forbes
Чистая работа Чистая работа

Разбираемся, зачем голове и волосам нужны маски

Glamour
Норма крепости Норма крепости

Forbes впервые оценил надежность российских застройщиков

Forbes
Квартира со скрытыми объемами, 54 м² Квартира со скрытыми объемами, 54 м²

В этой квартире кухня и спальня спрятаны за деревянными панелями

AD
Недопустимый TON Недопустимый TON

Криптовалютный проект Павла Дурова был высоко оценен инвесторами

Forbes
Как готовиться к зачатию? Как готовиться к зачатию?

Готовить организм к беременности надо начинать заблаговременно

9 месяцев
Минимализм для миллениалов Минимализм для миллениалов

Новый дизайн упаковки увеличил продажи Брянского молочного комбината

Forbes
Почему не стоит покупать дешевые светодиодные лампочки? Почему не стоит покупать дешевые светодиодные лампочки?

Мы приведем 6 причин, почему не стоит брать дешевые светодиодные лампы

CHIP
Бедный мальчик Бедный мальчик

Кто помогает Абрамовичу-младшему заниматься бизнесом

Forbes
Воспитать Хабиба. Отец легендарного боксера о том, как вырастить чемпиона Воспитать Хабиба. Отец легендарного боксера о том, как вырастить чемпиона

За великими чемпионами всегда стоят те, кто их воспитал

Forbes
Kosmo как предчувствие Kosmo как предчувствие

Как реконструкция офисного здания может способствовать его выгодной продаже

Forbes
Аллергия на бурёнку Аллергия на бурёнку

Аллергия на молочные продукты – неприятное осложнение в начале прикорма малышей

Здоровье
Дорогая улыбка Дорогая улыбка

Тамаз Мчедлидзе создал крупнейшую в России стоматологическую сеть

Forbes
Детский мир на Манхэттене: директор по маркетингу BuzzFeed придумал новый формат магазина игрушек Детский мир на Манхэттене: директор по маркетингу BuzzFeed придумал новый формат магазина игрушек

Генеральный директор Camp Бен Кауфман не боится банкротства

Forbes
От 40 до 40: Звезды шоу-бизнеса и спорта От 40 до 40: Звезды шоу-бизнеса и спорта

Рейтинг российских звезд шоу-бизнеса и спорта до 40 лет

Forbes
Мама может Мама может

Пришла пора посвятить в ЗОЖ недоверчивых мам и бабушек

Tatler
10 примет времени, изменивших наш быт 10 примет времени, изменивших наш быт

Forbes представляет 10 самых ярких примет нашего времени

Forbes
Неуверенность в лучшем. Почему власть и народ по-разному чувствуют реальность Неуверенность в лучшем. Почему власть и народ по-разному чувствуют реальность

В Кремле не уверены, что народ ощущает реальные перемены к лучшему

СНОБ
Кризис управления Кризис управления

Государство не может потратить триллионы рублей, но продолжает отъем денег

Forbes
Опознанные объекты Опознанные объекты

Esquire рассказывает историю тоталитарной секты Heaven’s Gate

Esquire
Открыть в приложении