Что ждет Музей русского импрессионизма, открытый Борисом Минцем

ForbesБизнес

Беспокойное собрание

Что ждет Музей русского импрессионизма, открытый Борисом Минцем, и другие частные музеи в России.

Текст Яна Жиляева, Анастасия Ляликова

Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова на открытии выставки Фриды Кало в Музее Фаберже. 2016 год

В 2010-е миллиардеры из списка Forbes стали публично показывать свои коллекции, участвовать в выставках государственных музеев и открыли свои собрания.Что будет с частными музеями сейчас, когда их владельцы столкнулись с проблемами в бизнесе?

Миллиардеры и частные музеи

В собрании музея Института русского реалистического искусства (ИРРИ), открытого в пространстве ситценабивной мануфактуры в Замоскворечье в 2011 году, около 6500 работ, из них около 500 в постоянной экспозиции. ИРРИ ведет научную работу, проводит выставки в Москве, тесно сотрудничает с государственными музеями, с Третьяковской галереей. Владеет ИРРИ участник списка Forbes Алексей Ананьев, столкнувшийся в 2018 году с большими трудностями в бизнесе, например, принадлежавший ему с братом Дмитрием Промсвязьбанк оказался на санации, а контольный пакет банка «Возрождение» братья были вынуждены продать ВТБ.

В 2013 году в отреставрированном Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге открылся Музей Фаберже. В собрании, в основу которого легла коллекция, купленная миллиардером Виктором Вексельбергом на Sotheby’s у наследников Малкольма Форбса (коллекция была снята с торгов за два месяца, эксперты оценивают ее от $100 млн), уже более 4000 единиц хранения. Музей ведет просветительскую и научную деятельность, регулярно открывает выставки.

В мае 2016 года открылось самое эффектное здание частного музея в стране — Музей русского импрессионизма. Британское архитектурное бюро John McAslan + Partners превратило склад муки и сахара на территории бывшей кондитерской фабрики «Большевик» в цилиндр с параллелепипедом на крыше, обернутый в перфорированный металл. В выставочных залах общей площадью 1000 кв. м идут выставки и размещена постоянная экспозиция, в которой около 100 работ. Создатель музея — коллекционер, бизнесмен Борис Минц. Минц собирал коллекцию с 2001 года, зарегистрировал музей в 2013 году. Здание музея обошлось бизнесмену в $16,5 млн. Сейчас он лишился практически всех российских активов и живет с семьей в Лондоне.

В финальные дни ЧМ по футболу в Москве на Солянке с большой помпой прошла презентация музея «Собрание». Музей строился 17 лет. В коллекции, собранной бизнесменом Давидом Якобашвили, более 20 000 предметов декоративно-прикладного искусства, в том числе уникальные часовые и музыкальные механизмы и русская бронза.

На 2-й Тверской-Ямской в центре Москвы в доме с желтым балконом четвертый год работает Музей AZ (Анатолия Зверева). И здание, и коллекция музея — около 1500 работ Анатолия Зверева и более 500 художников-нонконформистов 1960-х годов — частная собственность предпринимательницы Наталии Опалевой. Здесь нет постоянной экспозиции, музей готовит несколько выставок в год на своей территории и еще как минимум одну на другой площадке: камерное пространство не позволяет разгуляться, как хотелось бы арт-директору Полине Лобачевской и генеральному директору Опалевой. Музей проводит лекции, экскурсии, мастер-классы, кинопоказы. Весной 2018 года музей с большим успехом открыл свой первый иностранный проект «Новый полет на Солярис» во Флоренции в фонде Франко Дзеффирелли, продлил выставку до августа, а затем перевез в Милан, в королевский дворец в Монце.

В 2018 году во Флоренции стартовал международный проект Музея AZ «Новый полет на Солярис» (совместно с Фондом Франко Дзеффирелли)

Хотя все музеи зарегистрированы по-разному, все они некоммерческие организации. Ася Андреева, юрист практики по оказанию услуг частным клиентам PWC, говорит, что главное преимущество коллекции частного музея перед частной коллекцией в ее статусе. Репутация работы из музейного собрания намного выше. Публикации в музейных каталогах, участие в выставках обеспечивают предметам искусства провенанс, что напрямую отражается на стоимости работ. «Статус владельца частного музея ценится выше статуса владельца частного собрания. Вдобавок музейное собрание, если за ним стоит фонд, гарантирует сохранность, неделимость коллекции после смерти ее создателя», — говорит Екатерина Бахметьева, управляющий партнер компании Arts Wanted Limited.

Все владельцы музеев (за исключением Вексельберга, музеем которого управляет коллектив менеджеров) принимают активное участие в их работе и развитии. «Иногда кажется, что 18 лет назад я совершил большую глупость, ввязавшись в коллекционирование. И все-таки, думаю, если бы была возможность вернуться в прошлое, я бы это повторил, — говорил накануне открытия своего музея «Собрание» весной 2018 года Давид Якобашвили в интервью Forbes. — За 18 лет изменился мой взгляд на мир. В собрании огромное количество предметов, которые выполнены в единственном экземпляре, это и бронзовая скульптура, и фарфоровая пластика, и живопись, и графика, и ювелирное, и декоративно-прикладное искусство. Чтобы достойно оценить эти работы, важно, например, понимать, в каком настроении пребывал художник в момент их создания». По его наблюдениям, химия отношений, настроений отражена в каждой детали, в каждом штрихе картины, изваяния или ювелирного изделия. Работы можно разгадывать, изучать, наблюдать бесконечно долго — этот ребус затягивает Якобашвили. Год от года коллекция забирает все больше времени бизнесмена и становится для него все важнее. Создательница Музея AZ Наталия Опалева любит подчеркнуть, что ее жизнь делится на две половины: первые 50% принадлежат музею, а вторые 50% распределяются между работой и личной жизнью.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Протеиновый скачок Протеиновый скачок

Девелопер и финансист решили накормить человечество белком из бактерий

Forbes
Без стресса: как ученые призывают бороться с негативными эмоциями Без стресса: как ученые призывают бороться с негативными эмоциями

Отрывок из книги ученого Митху Сторони о способах противостоять стрессу

Forbes
Болотная площадь Болотная площадь

Как городские парки и скверы могут помочь избежать затопления улиц

Forbes
Без паники! Без паники!

Не так давно Эмма Стоун начала сотрудничать с Child Mind Institute

Grazia
Октябрь восемнадцатого Октябрь восемнадцатого

Русский авангард: сто и один год после революции

Forbes
7 упражнений для сохранения молодости 7 упражнений для сохранения молодости

Упражнения для гибкости, энергии и здоровья от французских экспертов

Psychologies
Игра по-взрослому Игра по-взрослому

Платформа Roblox зарабатывает в год сотни миллионов на детской аудитории

Forbes
Леди не строгих правил Леди не строгих правил

Друзья поделились со «СтарХитом» забавными историями с Инной Чуриковой

StarHit
Анализируй это Анализируй это

Может ли простой анализ заменить колоноскопию при диагностике рака?

Forbes
Жестокий урок от «Кэшбери». Как распознать финансовую пирамиду Жестокий урок от «Кэшбери». Как распознать финансовую пирамиду

Скандальное разоблачение компании «Кэшбери»

Forbes
Москва позади Москва позади

Елена Батурина уехала из России восемь лет назад. Чем она сейчас занимается?

Forbes
Екатерина Гусева. Очищение через страдания Екатерина Гусева. Очищение через страдания

Интервью с Екатериной Гусевой

Караван историй
10 примет времени, изменивших наш быт 10 примет времени, изменивших наш быт

Forbes представляет 10 самых ярких примет нашего времени

Forbes
Гость столицы: дизайнер и друг Канье Уэста Херон Престон комментирует коллекции российских дизайнеров Гость столицы: дизайнер и друг Канье Уэста Херон Престон комментирует коллекции российских дизайнеров

Херон Престон прокомментировал лукбуки отечественных стритвир-брендов

Esquire
Человек и ледокол Человек и ледокол

Зачем Олегу Тинькову яхта, способная плавать в Антарктике

Forbes
Атлантида. Почему исторические города закрываются для туристов Атлантида. Почему исторические города закрываются для туристов

Далеко не для всех туристы — желанные гости

Forbes
Велосипедист Жуков Велосипедист Жуков

Валентин Жуков — фронтовик. В свои 95 поражает спортивной подготовкой

Огонёк
«Противопоставлять государственную и частную медицину нельзя» «Противопоставлять государственную и частную медицину нельзя»

Леонид Рошаль рассказал, почему частные клиники не заменят государственные

Forbes
Дорога в никуда Дорога в никуда

Чем обернулся проект строительства скоростной железной дороги в Калифорнии

Forbes
Кто спасет МКС Кто спасет МКС

МКС может завершить работу через шесть лет. Что будет дальше?

Популярная механика
Время первого Время первого

«Все или ничего» — это и название песни, и жизненный принцип L’One.

Glamour
Хватка Путина. США выделят ЕС $1 млрд для защиты от российского газа Хватка Путина. США выделят ЕС $1 млрд для защиты от российского газа

Вашингтон призывает Европу противостоять «пагубному влиянию» Москвы

Forbes
Пожелания молодым Пожелания молодым

Знакомство с героями музыкальной революции в России

Vogue
Мощь инстаграма. Как Дуэйн Джонсон стал самым высокооплачиваемым актером Голливуда Мощь инстаграма. Как Дуэйн Джонсон стал самым высокооплачиваемым актером Голливуда

Дуэйн Джонсон нашел новый способ монетизировать свою онлайн-славу

Forbes
Аукционист Симон де Пюри: «Рынок искусства любит новичков» Аукционист Симон де Пюри: «Рынок искусства любит новичков»

Аукционист Симон де Пюри: «Рынок искусства любит новичков»

Forbes
Накапливаются ли в организме случайно проглоченные частички пластика? Накапливаются ли в организме случайно проглоченные частички пластика?

Ответы на самые популярные вопросы о пластике, пауках и самолетах

Популярная механика
Lada Kalina: наследственность Lada Kalina: наследственность

Запас прочности Lada Kalina

АвтоМир
Как выбрать хороший холодильник, задав 5 вопросов своей жене Как выбрать хороший холодильник, задав 5 вопросов своей жене

Хотите купить хороший холодильник? Проконсультируйтесь с женщиной.

CHIP
Не игрушка: Forbes составил рейтинг главных игроков киберспорта Не игрушка: Forbes составил рейтинг главных игроков киберспорта

Умы многих инвесторов и участников рынка начинает занимать новая индустрия

Forbes
Воспоминания об Анне Харви Воспоминания об Анне Харви

Маша Федорова, Анита Гиговская и Карина Добротворская рассказывают об Анне Харви

Vogue
Открыть в приложении