– Мальчик, ты не понял. Водочки нам принеси, мы домой летим!

EsquireСобытия

Глава 4: Наследие

– Мальчик, ты не понял. Водочки нам принеси, мы домой летим!

Двадцать лет спустя после премьеры «Брат 2» остается самым узнаваемым, самым цитируемым и самым актуальным российским фильмом. Двадцать лет спустя Данила Багров – последний русский герой – точно знает, в чем сила. Но его зритель все еще пытается это понять.

Cергей Сельянов

Конечно, задача так не ставилась: «давайте сделаем фольклорного героя». В кино вообще довольно глупо ставить себе задачи, которые лежат за пределами фильма. Но время питало эту фигуру. Балабанов очень хорошо чувствовал время, чувствовал, что в нем чего-то недостает, какой-то детали пазла, которая вдруг замкнет эту картинку, сделает ее приемлемой. Сложное же было время – оно было и плодотворное, и ужасное, оно было всякое. И до конца не сходилось. В стране появилась новая конструкция, которую ни у кого не получалось ухватить, соединить, не то чтобы оправдать, но дать право на существование. 1990-е – это ведь все-таки была жизнь, и ее можно было прожить с достоинством, оставаться самим собой. Художники мыслят образами, а не концепциями. Балабанов так, собственно, и мыслил. Он был большой художник, большой режиссер. Редчайшая удача – создать такого героя нашего времени. Оказалось, что людям был нужен этот витамин. Они увидели, по выражению Балабанова, что можно стоять ровно, и им это оказалось важнее многих других ценностей – материальных и нематериальных.

Надежда Васильева: «Рубашки у актрисы должны были быть ослепительно белые, но к обеду испачкались гримом. И тут я поняла, чем мы отличаемся от американцев: девушки из американской группы пошли обедать, я осталась стирать. Нам обед по барабану. Ну, не пообедаю. Зато на съемке все будет тип-топ. Сутенерскую шубу актер принес свою, из дома».

Надежда Васильева

Премьера первого «Брата» была в кинотеатре «Родина». Съемочная группа тогда первый раз целиком его посмотрела. Веселья особенного не было, скорее, все вышли озадаченные – что это было, что мы сняли? Понял один Сережа Добротворский (киновед. – Esquire), мозги нам прополоскал. Он подошел ко мне тогда и сказал: «Я тебя поздравляю! Ты понимаешь, что произошло? Леша снял замечательное кино, которое поймут только лет через пять, и оно останется навсегда. Это должно было произойти, кто-то должен был его снять».

После премьеры люди на два лагеря разделились. Некоторые начали от меня отворачиваться. Один человек, не буду называть его фамилию, вообще сказал: «За кого ты замуж вышла?! Ты поостерегись, ты же приличная девочка из приличной семьи!» Либералы. Я человек мягкий, я люблю, когда все дружат, я сначала пыталась объяснять, но в конце концов сказала: «Не хотите со мной здороваться – не здоровайтесь, ну вас на хер. Я вышла за человека гораздо выше вас, гораздо сильнее вас, и, если что, он вам в глаз даст. За меня и за то, что вы ко мне посмели подойти с такими вопросами».

Про второй фильм Леша говорил: «Почему я должен стесняться того,что я русский? Почему француз гордится тем, что он француз, англичанин – тем, что он англичанин, а я должен, потупив глаза, бормотать: «Ну вот как-то да, Господь сподобил родиться русским, ну что поделаешь». Он говорил: «Я хочу, чтобы перестали стесняться».

Сергей Сельянов

Я человек не очень эмоциональный, тем сильнее ценю моменты, когда меня прямо пробивает. Помню их. Вот один: пять лет назад в Ледовом дворце в Петербурге был концерт к 15-летию «Брата 2». Меня пригласили, попросили выйти, сказать несколько слов. Я шел туда с волнением, хотя команда была хорошая, боялся, что это может быть какой-то спекуляцией, что организаторы, может быть, возьмут какуюто неверную ноту. Но все шло здорово, слава богу, – в смысле оформления, подачи, модальности разговора. Когда я вышел на сцену, увидел лица зрителей – тех, что были ближе, кто стоял у сцены, фанатскую зону. Смотрю – и вижу там очень хорошие лица мальчиков и девочек, которым лет по 15–16. То есть они были ровесники этого фильма. Где они его посмотрели? Когда они его увидели? Вчера, что ли? Два, три года назад? Я начал что-то говорить, и вдруг они стали скандировать: «Спасибо, спасибо!» Я секунды три не мог продолжить, горло перехватило. Не мне, разумеется, спасибо. Такие моменты, конечно, драгоценные.

Сергей Астахов

Понимали ли мы,что снимаем культовый фильм? Да нет, конечно, я думаю, это невозможно. Мы осознавали, что фильм будет интересен, но что он получит такую долгую жизнь, никто, думаю, не ожидал – ни Балабанов, ни Сельянов. Несколько поколений успело смениться, а фильм все еще смотрят. Не могу сказать, что «Брат» будет всегда, не знаю, но что долго – это точно. Такая тяга к этой истории сама по себе подтверждает, что там кроме попсовой истории есть еще какой-то общечеловеческий посыл. Общекультурный, хотя культуры как таковой там не много.

В «Брате», конечно, есть что-то от нашего общего менталитета, который хочешь не хочешь, а объединяет. Как персонаж Данила Багров прежде всего про радость от справедливого возмездия. Люди мечтают иметь такого защитника, своего рода русского Робин Гуда. Он не праведник, конечно, но убивает плохих людей и защищает хороших. Эта мечта не только русским свойственна, но русским в первую очередь. До Багрова в русской культуре не было такого персонажа – Дубровский, может быть, но тот не так популярен.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Другой Другой

Рассказ лауреата премии «Национальный бестселлер» Ксении Букши

Esquire
Наталья Крачковская, Джин Хэрлоу и другие звезды, умершие в погоне за красотой Наталья Крачковская, Джин Хэрлоу и другие звезды, умершие в погоне за красотой

Из-за пластических операций и похудения судьба этих звезд сложилась трагически

Cosmopolitan
Ход Козыревым Ход Козыревым

Почему Михаил Козырев не может гордиться своим культовым саундтреком к «Брату 2»

Esquire
Стая товарищей Стая товарищей

Рассказ Елены Первушиной

Наука и жизнь
Командир панка Командир панка

Что главный панк русской музыки делал снаружи всех измерений

Esquire
«Наперегонки с эпидемией. Антибиотики против супербактерий» «Наперегонки с эпидемией. Антибиотики против супербактерий»

Отрывок из книги Мэтта Маккарти: случай пациентки с острым лейкозом

N+1
Глава 1: Москва Глава 1: Москва

Ты говорил, город – сила. А здесь слабые все

Esquire
Норма холестерина в крови у мужчин: таблица значений для разных возрастов Норма холестерина в крови у мужчин: таблица значений для разных возрастов

Показатель, с которым не все так просто

Playboy
Гарри ясно Гарри ясно

Дэниел Рэдклифф давно отошел от амплуа волшебника из Хогвартса

Esquire
Таламус поучаствовал в принятии вероятностных решений Таламус поучаствовал в принятии вероятностных решений

Ученые выяснили, как определяется принятие вероятностных решений

N+1
Один на всех Один на всех

Максим Семеляк обнаруживает сбывшиеся пророчества в фильме «Брат 2»

Esquire
7 самых ужасных фильмов Николаса Кейджа 7 самых ужасных фильмов Николаса Кейджа

Эти картины доставляют неимоверные муки даже самому фанатичному зрителю

Maxim
Том Хэнкс Том Хэнкс

Правила жизни актера Тома Хэнкса

Esquire
Юлия Пересильд: «Постельных сцен будет порядочно!» Юлия Пересильд: «Постельных сцен будет порядочно!»

Юлия Пересильд об изоляции в деревне и курении через ногу

GQ
Глава 2: Музыка Глава 2: Музыка

– Ты за что задержанных избил? – За дело. Плеер верни

Esquire
Танцуй, пока под водой Танцуй, пока под водой

Больше чем спорт, отчасти искусство, отчасти психологическая практика

Psychologies
Третий лишний Третий лишний

Рассказ Ксении Букши, в котором на месте героя мог оказаться любой из нас

Esquire
Алексей Щербаков: «Я злой, хороший, неприятный человек» Алексей Щербаков: «Я злой, хороший, неприятный человек»

Алексей Щербаков о том, изменили ли его деньги, о феминизме и успехе

Esquire
Переходный период Переходный период

Философ Александр Нечаев: как получилось, что миропорядок пришел в беспорядок

Esquire
Сильнее страсти Сильнее страсти

Настоящие друзья проходят с тобой огонь, воду, медные трубы

Добрые советы
Звери навсегда Звери навсегда

История трех евреев из Бруклина, неспособных постареть

Esquire
Ливия жизни Ливия жизни

Ливия Ферт боролась за экологию и этичное производство, когда это не было модным

Vogue
Трубка мира Трубка мира

Автор «Сталингулаг» объясняет, как гаджеты могут создать проблемы

Esquire
История побед и забвения Виктора Санеева: от теракта в Мюнхене до Олимпийских игр в Москве История побед и забвения Виктора Санеева: от теракта в Мюнхене до Олимпийских игр в Москве

Он должен был зажечь огонь Олимпиады-80

GQ
Милоша узнаю по походке Милоша узнаю по походке

Милош Бикович – о том, в каких случаях искусство может оказаться важнее политики

Esquire
Курс молодого самоизолированного бойца: оружие ближнего боя Курс молодого самоизолированного бойца: оружие ближнего боя

Продолжаем курс молодого самоизолированного бойца в домашних условиях

Популярная механика
Глава 3: Нью-Йорк и Чикаго Глава 3: Нью-Йорк и Чикаго

– Вы гангстеры? – Нет. Мы русские

Esquire
Ультрапортативный прибор определил мутации при помощи смартфона Ультрапортативный прибор определил мутации при помощи смартфона

Ученые создали портативное устройство для анализа ДНК

N+1
Рома Зверь Рома Зверь

Правила жизни Ромы Зверя

Esquire
«Отказ предоставлять каникулы по аренде — мародерство»: основатель сети «Тануки» о спасении от кризиса «Отказ предоставлять каникулы по аренде — мародерство»: основатель сети «Тануки» о спасении от кризиса

Как поддерживают бизнес в условиях пандемии в разных странах

Forbes
Открыть в приложении