Подводная гонка
Техника глубокого погружения

Тяжелые автономные глубоководные аппараты в мире наперечет. Это дорогая и очень сложная техника, заменить которую просто нечем: человек не может работать на глубинах, доступных этим аппаратам. Соревнования в разработке таких аппаратов идут между всеми сверхдержавами, и у России есть все шансы завоевать лидерство в этой гонке.
Автономное плавание
Выступая на II Всероссийском морском конгрессе в сентябре 2024 года, эксперт департамента анализа и перспективного планирования АО «Рособоронэкспорт» Вадим Рябинин оценил долю военных разработок среди всех российских проектов автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА) в 72%. Еще 14% — промышленного назначения и 10% — научного. Часть АНПА может применяться в разных сферах в зависимости от ведомственной принадлежности владельца или оператора. Например, собранная научными дронами информация может использоваться для картографии и геологоразведки.
По оценке Вадима Рябинина, рынок такой техники будет стремительно расти: к 2030 году его объем в денежном выражении удвоится по сравнению с 2024 годом и достигнет $6 млрд.
Оценка британского аналитического агентства Fortune Busines Sinsight еще более оптимистичная: объем рынка через пять лет достигнет $8,14 млрд. Эксперты агентства указывают несколько причин для этого. Прежде всего развитие искусственного интеллекта, благодаря которому дроны будут все более автономными. C расширением возможностей самих беспилотных систем и упрощением их создания растет и спрос на них. Такие аппараты могут играть большую роль в обеспечении безопасности, в том числе для защиты от пиратов, которые остаются проблемой для морских перевозок. И, конечно, они оптимальны для контроля, обслуживания и защиты подводных кабелей связи и трубопроводов.
В России центры строительства глубоководных аппаратов сосредоточены на Балтийском море и в Тихом океане.
Первые попытки создания автономных подводных аппаратов были сделаны в Дальневосточном отделении Академии наук в 1960‑е годы. Позже на Дальнем Востоке были организованы два института, которые занимаются в том числе и этой проблемой, — Институт автоматики и процессов управления ДВО РАН и Институт проблем морских технологий Дальневосточного отделения (ИПМТ ДВО) РАН.
В ИПМТ ДВО РАН были в 1972 году созданы первые автономные подводные аппараты «Скат» и «Скат‑гео». С тех пор институт разработал и изготовил более двух десятков различных моделей, некоторые из которых способны погружаться на глубины до 2 тыс. и 6 тыс. м и используются Министерством обороны.
Разработанный ИПМТ ДВО РАН аппарат «Клавесин‑1Р» рассчитан на глубину до 6 тыс. м и в 2007 году принимал участие в экспедиции в Арктику. Серия из трех таких АНПА была передана военно‑морскому флоту России. По отдельным разработкам конкурентом ИПМТ ДВО РАН является питерское АО «ЦКБ МТ “Рубин”», однако последнее больше сосредоточено на средних и малых аппаратах.
Компетенции по созданию подводных дронов в России есть у различных учреждений и в других городах. Так, Тихоокеанский океанологический институт им. В. И. Ильичева ДВО РАН разработал робототехническое устройство Smart Fish — подводный беспилотник, оснащенный системами машинного зрения и комплексом датчиков для исследований. Сам аппарат был изготовлен по заказу института в СКБ Московского автомеханического института в 2021 году.
Впрочем, такие аппараты делают во многих странах и конкуренция на их рынке очень высока.