От традиций к инновациям
Как цифровизация меняет российскую школу

Российская школа стремительно меняется под влиянием цифровых технологий. Облачные сервисы, ИИ-платформы и интерактивные учебные материалы перестраивают сам подход к обучению. Для полноценной трансформации необходимо обеспечить школы современной инфраструктурой и подготовить педагогов к работе в новых условиях.
Российская школа активно перестраивается под влиянием цифровизации, новых экономических требований и демографических изменений. Этот процесс охватывает все уровни: от технического оснащения до содержания образования. В ходе национальных проектов «Образование» и «Цифровая экономика» создана базовая цифровая инфраструктура для эффективного использования технологий и развития образования, отмечает заведующий лабораторией цифровой трансформации образования НИУ ВШЭ Иван Карлов. Речь не только о подключении к интернету, но и о комплексных системах управления учебным процессом.
В рамках завершившегося нацпроекта «Образование» (2019–2024) компьютерное оборудование получили 20 тыс. школ и 1,8 тыс. колледжей. Параллельно 52 тыс. образовательных организаций были подключены к интернету. Тем менее, как сообщила замминистра просвещения Ирина Шварцман в июле 2025 года в Госдуме, полностью переоснащен лишь 51% школ.
Вызывает вопросы и качество подключения: проверки Счетной палаты показали, что 44,6% учреждений сталкиваются с недостаточной скоростью интернета, 2,2% не могут полноценно работать с предоставленным соединением. Хотя практически все школы имеют доступ в интернет, только 65% директоров подтверждают бесперебойную работу сети, а 39% педагогов жалуются на постоянные перебои соединения (данные весеннего мониторинга «Народного фронта»).
В июне Минпросвещения инициировало пересмотр стандартов скорости интернета в школах. Ранее глава Минцифры Максут Шадаев анонсировал программу привлечения ИТ-компаний к финансированию цифровизации школ и колледжей через отчисления 5% от полученных налоговых льгот.
Педагог нового поколения
Одним из актуальных остается кадровый вопрос. По данным Минпросвещения, в 2024–2025 учебном году в школах работало около 1,05 млн учителей.
Самыми востребованными, по данным Росстата, являются учителя физики (1178 вакантных должностей, потребность 3,88% от общего количества учителей), информатики (833 вакансии, 3,11%), математики (2956 вакансий, 3,02%).
В Минпросвещения отмечают, что сформированы планы сокращения кадрового дефицита. Особое внимание уделяется учителям естественно-научных предметов. Активно используются инструменты целевого обучения, растет популярность педагогических вузов.
Меры поддержки, такие как программа «Земский учитель», по которой за пять лет для работы в сельские школы переехали более 6 тыс. учителей, демонстрируют эффективность, считают в министерстве. По данным Росстата, 85% выпускников педвузов остаются в профессии, но нехватка учителей в ряде регионов сохраняется.