Государство выходит на платформы
Крупнейшие онлайн-площадки стали инструментами достижения наццелей

Крупнейшие онлайн-платформы становятся партнерами властей в реализации их экономической политики. Например, доводят господдержку до получателей, делятся с государством данными, собирают с участников налоги. «Эксперт» разбирался, к чему приведет такое сближение коммерческих платформ и государства.
Агенты правительства
Цифровые платформы все чаще выступают агентами правительств в реализации их социально- экономической политики, отметил главный эксперт Центра межотраслевой экспертизы «Третий Рим» Александр Дюкарев. Он уверен, что платформы помогают повысить эффективность госполитики и улучшить взаимодействие с гражданами и бизнесом.
Действительно, областей прямого взаимодействия платформ с профильными госорганами становится все больше, согласился глава наблюдательного совета Ассоциации цифровых платформ (АЦП) Андрей Шаронов. Например, маркетплейсы должны проверять наличие штрих-кода системы «Честный знак» при приемке товара на склад, и в результате государство получает мониторинг товарооборота, напомнил он.
Еще одна сфера — это налоговое администрирование. Сейчас в экспериментальном режиме «Яндекс Такси» выступает налоговым агентом государства. В бюджет направляется около 3 млрд руб. налогов самозанятых водителей ежемесячно, сообщил «Эксперту» представитель агрегатора.
С 2024 года крупнейшие маркетплейсы Ozon и Wildberries полноценно принялись за продвижение отечественных производителей в приоритетном порядке. На площадках появились цифровые витрины, объединенные маркировкой «Сделано в России» (проект Российского экспортного центра). В пресс-службе Ozon «Эксперту» сообщили, что сейчас на таких витринах представлено более 5 млн наименований товаров от более чем 8 тыс. производителей из регионов от Карелии до Хабаровска. Производители, попадающие под критерии «Сделано в России», могут рассчитывать на дополнительное бесплатное продвижение и повысить узнаваемость своих товаров на федеральном уровне, а у покупателей есть возможность быстрее и проще их находить, отметил директор Ozon по взаимодействию с региональными органами Владимир Гончаревич. По его словам, только в прошлом году на маркетплейсе приобрели более 1 млрд отечественных товаров.
Платформы также участвуют и в других совместных с государством программах. Представитель Минэкономразвития сообщил «Эксперту», что сейчас на региональном уровне действует девять программ сотрудничества с платформами. Например, в Калмыкии местным производителям возмещают затраты на маркетплейсы. По условиям программы, на каждые компенсированные 700 тыс. руб. предприниматель обязан создавать одно рабочее место и все эти рабочие места должны сохраняться на протяжении минимум шести лет. В ХМАО действует «Кешбэк на маркетплейсы». Местным производителям компенсируют расходы на комиссии, продвижение и логистику. Компенсация составляет 60% по умолчанию и 80% при условии, что товар продвигается под товарным знаком «Сделано в Югре».
Wildberries & Russ в январе представила президенту Владимиру Путину проект «Платформа роста», который компания запустила совместно с государственным Агентством стратегических инициатив. Проект нацелен на то, чтобы повысить предпринимательскую активность в регионах. На сегодня, по данным компании, в проект вовлечено больше 500 брендов в 27 субъектах.