Деньги на марафонской дистанции
Как должна измениться схема финансирования партнерских проектов

Модель государственно-частного партнерства (ГЧП), завязанная на банковские кредиты, — инструмент, хорошо знакомый рынку. Но, как показывает практика, не лишенный недостатков. Ключевой вызов — несоответствие долгосрочной природы инфраструктурных проектов и краткосрочной — банковских денег. Ответом может стать механизм финансового конвейера с обязательным рефинансированием проектов и расширением круга инвесторов.
Фундаментальные дисбалансы: когда «длинные» проекты кормят «коротких» кредиторов
Ключевая проблема — волатильность, убивающая предсказуемость. Инфраструктурный проект — марафонец. Банковское кредитование же привязано к ключевой ставке Банка России, чья политика таргетирования инфляции закономерно приводит к периодам жесткого денежного сжатия. Результат 2023–2024: ставка взлетела с 7,5% до 21%. Финансовая модель проекта превращается в рулетку: частник вынужден закладывать неподъемные премии за риск, а государство — держать наготове бюджетный «зонтик» для спасения проекта от нерентабельности.
Требуется не просто тонкая настройка, а принципиально новая модель финансирования ГЧП-проектов по фиксированным ставкам.
Решение: институциональные инвесторы как источник длинных денег, которых нет (пока).
Выход видится в привлечении институциональных инвесторов — гигантов с долгосрочными пассивами, которые стремятся к стабильным долгосрочным потокам. Их потребность в предсказуемых активах с фиксированной доходностью — идеальная пара для жизненного цикла инфраструктуры. Но путь к их инвестициям перекрыт барьерами:
1. Риски стройки
Пенсионные и иные инвестиционные фонды избегают фазы, где нет выручки, а срывы сроков и превышения бюджета скорее правило, чем исключение.
2. «Ставка на одну лошадь»
Успех проектной компании — эмитента облигаций на 100% зависит от успеха одного проекта. Никакой диверсификации — сплошной риск.
3. Экспертный дефицит
Оценка ГЧП-структур требует специфической экспертизы, которая отсутствует у большинства пенсионных и инвестиционных фондов.
4. «Нестандартный товар»
Рынок ГЧП предлагает уникальные сделки, а фонды и их управляющие компании привыкли к понятным, привычным, «серийным» продуктам (ОФЗ, корпоративные облигации, депозиты). Отсутствие единого общепризнанного стандарта — главный тормоз.
Механизм: «финансовый конвейер» ВЭБ.РФ — от стройки до облигаций.
Чтобы проекты ГЧП стали по-настоящему интересны и технически доступны для широкого круга инвесторов, модель финансирования нужно кардинально модернизировать. Требуется механизм, который трансформирует высокорисковую стройку в предсказуемый долгосрочный актив.
ВЭБ.РФ предлагает двухэтапную модель «финансового конвейера»:
1. Строительство (банки)
На этой рискованной стартовой фазе работают коммерческие банки (возможно, в синдикате с ВЭБом), предоставляя кредиты под плавающую ставку. Здесь все остается примерно как сейчас, и это оправданно: банки обладают не только необходимой экспертизой для оценки проектных, строительных и правовых рисков на самой «жаркой» стадии, но и уникальным инструментом контроля за целевым расходованием средств проекта — расширенное банковское сопровождение.
Более того, в перспективе наличие у банков доступа и к бюджетным потокам — средствам капитальных грантов — за счет интеграции банковского и казначейского сопровождения создаст основу для предоставления льготируемого финансирования на этапе строительства.
Принципиальное отличие новой модели в том, что уже на этапе финансового закрытия кредиторы, концессионер и концедент договариваются о специальном механизме планового рефинансирования проекта в будущем — после успешного завершения строительства и ввода объекта в эксплуатацию.
2. Эксплуатация (облигации)
Вот здесь включается ключевое новшество. При достижении заранее согласованных показателей успешного запуска (объект построен, работает, генерирует выручку) автоматически запускается заранее согласованный участниками проекта сценарий: выпуск долгосрочных концессионных облигаций квазисуверенного статуса с фиксированным купоном. ВЭБ.РФ запускает этот механизм, организовывая «конвертацию» банковских кредитов в облигации, риск по которым лежит на концеденте проекта. Для повышения уровня комфорта инвесторов (НПФ) ВЭБ может взять на себя функции оригинатора, осуществляя погашение коммерческих кредитов, и представителя владельцев облигаций.