«Довлатов» – достойный фильм про писателя в конкурсе Берлинале
1 ноября 1971 года. Ленинград, как может, готовится к главному советскому празднику. Ну то есть как готовится. Радостного в Ленинграде в ноябре и так немного, а в сочетании с застойным рассинхроном жизни официальной и всамделишной спущенные сверху приготовления выглядят, как им и полагается, – коллективной галлюцинацией. Во дворе дома 23 по улице Рубинштейна играют школьники в ушанках, а надпись «Хлеб» на остановившемся на разгрузку грузовике – теперь только знак, понятный каждому, кто знаком со сталинскими репрессиями. Гипсовая голова Ленина – знак Ленина, праздник – знак праздника. Сергей Довлатов (Милан Марич) эту шизофреническую, возведенную в идеологию лживость ощущает хотя бы потому, что он – писатель, которого не печатают. То есть и сам в некотором роде фантом.
В фильме Алексея Германа-младшего молодой Довлатов шесть дней будет слоняться по засыпанному снегом Ленинграду, пытаясь пробить публикацию рассказа в толстом журнале, получить гонорар за очерк для заводской газеты, достать (купить – это постсоветское слово) дочке Кате большую немецкую куклу. Ленинград 70-х, созданный в фильме режиссером Германом, художником Еленой Окопной