К началу XX века портретный жанр сильно изменился и внешне, и внутренне

ДилетантИстория

Зачем инженеру якорь?

Александр Кибовский

Вопреки правилам, у Успенского на петлицах отсутствуют серебряные пуговицы. Такое нарушение было вполне обычным, поскольку тужурку (короткое полупальто военного покроя) часто воспринимали не как верхнюю одежду, а как, по сути, форменный пиджак. Говорить же о соблюдении правил в 1919 году вообще не приходится. Юрий Иванович Успенский. Портрет Сергея Малютина, 1919 год. Бумага, пастель. 84 х 63,5 см. Продан 30 ноября 2006 года на аукционе Sotheby’s за £11 400 как «Портрет морского офицера»

К началу XX века портретный жанр сильно изменился и внешне, и внутренне. Появление фотографии упразднило его прямую функцию, предложив обществу более простой и дешёвый способ запечатлеть себя. И теперь художники писали портреты либо по дружбе, либо по дорогому заказу. И именно авторское своеобразие начинает цениться даже больше, чем внешнее сходство. Оказаться на холсте Крамского, Маковского, Репина или Серова становится для аристократии модным и дорогим увлечением.

В 1863 году, посетив традиционную выставку Академии художеств, знаменитый критик Владимир Стасов писал: «По части портретов не сделано ныне никого профессором. Я думаю, это происходит от того, что нельзя никак и до сих пор забыть, как один портретист всю жизнь не писал ни одного лица, а всё время просидел за бобрами, эполетами и кисеями, и не только никого не научил, да и сам едва ли не разучился. Но, кроме того, нет собственно никакого резону делать профессором по этой части — после фотографии не стоит. Кто спросит нынче свой портрет масляными красками? Купец, генерал, чувствительная дама? Но с ними разделаться нетрудно: первому была бы только хорошо видна медаль под бородой, второму — напиши только султан, поцветистее шитый воротник, помолодцеватее разбитную позу; последнюю представь только ангелом задумчивости и грации, хотя бы её томная фигура улеглась в виде треугольника, как на одном из портретов нынешней выставки, где голова служит вершиною, а кринолин основанием; пусть все это сделано, и тогда все довольны, никакого профессора не надо».

Петлица на воротнике тужурки инженера путей сообщения, имеющего чин статского советника. Компьютерная графика Сергея Попова, 2018 год

Для категоричного мнения Стасова имелись веские основания. Агония салонного портрета в середине XIX века была очевидной. Время открывало новый этап в истории портретного искусства, и живописцы эполет, бобров и опахал уже не отвечали действительности пореформенной России. Главный принцип обновления сформулировал тот же Стасов: «Портретист, который не желает более выражать в портрете характер, историю личности, — что это за портретист, что это за художник, куда он годится? Не хуже ли последней самой ничтожной фотографии будут его произведения?»

Группа инженеров-путейцев, участников постройки Мурманской железной дороги, 1915 год. Фото С. М. Прокудина-Горского. Цветное изображение восстановлено по негативам, хранящимся в библиотеке Конгресса США

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении