Вождь в холодильнике
Повсеместные траурные митинги, прокатившиеся по всей стране в конце января 1924 года, создавали картину всеобщего горя. Но это была не вся правда. Смерть вождя вызывала и иную реакцию — от самых невероятных слухов до нелицеприятных суждений об умершем
Местные органы ОГПУ внимательно отслеживали настроения граждан. Общим местом для возникших слухов были не соответствующие действительности сообщения об арестах одними партийными лидерами других. В первую очередь такого рода подозрения родились из-за отсутствия Троцкого на похоронах Ленина. При этом ставилась под сомнение болезнь Троцкого, которого «на самом деле ранил в живот Калинин» (вариант — Зиновьев). А вот в городе Димитрове интерес к судьбе Троцкого, считавшегося вторым после Ленина вождём революции, проявился в слухе, будто съезд Советов отправил его в отставку как еврея.
Ещё один слух утверждал, что Ленин умер уже полгода назад, но большевики скрывали, что он с Троцким скрылся за границей и его убили, потому что он хотел отменить налоги. По другой версии, Ленин ушёл в мир иной тоже шесть месяцев назад, но всё это время хранился в замороженном виде.
В Иркутской губернии зафиксированы слухи о том, что Ленин якобы жив и уехал за границу вместе с Троцким, и о том, что в Москве расстреляна демонстрация безработных и прошёл еврейский погром. В Томской губернии — что в местную тюрьму привезли Троцкого и Евгения Преображенского, главу Финансового комитета ЦК партии. В Белоруссии к задержанным добавили ещё и Тимофея Сапронова, одного из лидеров «левой оппозиции», причём у Троцкого при аресте «нашлось множество ценностей». В целом же настроение белорусов описано чекистами как подавленное: все ожидают раскола в верхах и новой интервенции поляков.
