В открытии интерферона у случайности была не последняя роль

ДилетантИстория

Война вирусов

Алексей Кузнецов

В предыдущем выпуске «Истории медицины от компании «Биокад» («Дилетант» №48, декабрь 2019) мы рассказывали о том, что история про якобы совершенно случайное открытие Флемингом целебных свойств плесени весьма далека от действительности (хотя элемент внезапности там и присутствовал). А вот в другом великом биохимическом открытии ХХ века — открытии интерферона — роль случайности была высока.

В 1957 году англичанин Алик Айзекс и швейцарец Жан Линдеманн, работавшие в Лондонском национальном институте медицинских исследований, во время опытов столкнулись с непонятным явлением: мыши, которых с экспериментальными целями заражали вирусом, оказывались иммунны к нему, если уже были на этот момент заражены другой вирусной инфекцией. Исследователи предположили, что в организме мышей один из вирусов препятствует размножению другого. Это явление они назвали по первоначально шутливому предложению Линдеманна «интерференцией» (по-английски — «помеха», «вмешательство»). Позже обнаружилось, что оно встречается при введении в организм двух вирусов одновременно или с интервалом не более чем в сутки.

Первое время основной проблемой была видоспецифичность: люди не мыши, и получить для них «работающий» интерферон оказалось задачей непростой. Первое испытание на добровольцах было предпринято с интерфероном, полученным на клетках обезьян. В июне 1960 года британский врач Дэвид Тиррелл сообщил

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении