Власть несоветская
11 апреля 1918 года на заседании ВЦИК РСФСР протестующие социалисты заявили о разгоне большевиками неугодных им Советов, где многие трудящиеся отдали свои голоса кандидатам от оппозиционных партий. Прозвучало предложение провести объективное расследование этих эксцессов. Но ленинцы во главе с Яковом Свердловым, контролировавшие ВЦИК, проголосовали против. Короткая эпоха советского плюрализма заканчивалась.
Конец «чёрной гвардии»
1917 год
В январе 1918 года участники III съезда Советов, собравшиеся в Петрограде после разгона Учредительного Собрания, объявили Россию «Республикой Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов». Формально им принадлежала вся полнота власти в РСФСР. Вместе с тем временные попутчики большевиков уже обращали внимание на противоречия, существовавшие между красивыми декларациями и реальной практикой управления. «Не всеобщие, не прямые, не равные и не всегда тайные» — такими назвал советские выборы в своём выступлении на III съезде лидер российских социал-демократов Юлий Мартов. Ему немедленно возразил член ЦК РСДРП(б) Иосиф Сталин. «Властвуют не те, кто выбирает и голосует, а те, кто правит», — спокойно заявил наркомнац под бурные аплодисменты соратников. Они считали себя выразителями интересов рабочих и крестьянской бедноты. Представителям всех остальных групп населения следовало смириться с принудительным экспериментом по социальному переустройству общества, в рамках которого любая выборность превращалась в фикцию. «Нам пришлось провозгласить принцип Советской власти», — признавал Владимир Ленин в марте 1918 года, объясняя особенности своей тактики делегатам VII съезда РКП(б). Однако допускать в её рамках деятельность оппозиции коммунисты не собирались.
12 апреля московские чекисты при поддержке красноармейцев провели операцию по разоружению анархистов, арестовав до восьмисот человек и захватив более двадцати особняков, занятых бунтарями. В спорадических перестрелках обе стороны потеряли более сорока человек убитыми и ранеными. Затем были ликвидированы анархистские дружины в Воронеже, Курске, Петрограде, Тамбове, Туле и в других городах РСФСР. Репрессии объяснялись необходимостью подавить всяческий бандитизм. Действительно, после Октябрьского переворота 1917 года многие бойцы «чёрной гвардии» совершали уголовные преступления, заключавшиеся в первую очередь в «экспроприациях» частного имущества. Но преследование всех анархистов — под удобным предлогом наказания виновных лиц — позволяло ленинцам маскировать мероприятия по зачистке местных Советов от критиков их политики, приобретавшей всё более агрессивный характер в связи с кризисом продовольственного снабжения.
Борьба за Советы
1920-е годы
Крепенькие мужички, как отмечал на страницах газеты «Правда» член Президиума ВЦИК Лев Сосновский, представляли серьёзную угрозу для волостного, уездного и губернского управления. Пользуясь массивным перевесом крестьянских избирателей, справные хозяева могли овладеть местными Советами, включая их исполнительные органы. Тогда бы для ленинцев возникла мрачная перспектива превращения советской власти в антибольшевистскую, по крайней мере в российской провинции. За кулаками и крепенькими мужичками тянулись середняки, в наибольшей степени представленные в волостных Советах и вместе с ними столь же категорично отрицавшие произвол продотрядов, целесообразность хлебной монополии и фиксированных закупочных цен. В итоге зажиточные домохозяева начинали влиять через середняков на политическую повестку.
