Начало сентября 2019 года в Архангельске ознаменовано большим событием

ДилетантИстория

Суда на один рейс

Начало сентября 2019 года в Архангельске ознаменовано большим событием — открытием выставки «Студёное море — северные рубежи: история обороны Русского Севера», которая стала частью большого межмузейного проекта «Освоение Севера: тысяча лет успеха» компании «Норильский никель».

Нил Даффит, Наталья Шпанова

Модель парохода «Джереми О’Брайен» (SS Jeremiah O’Brien), тип «Либерти». Дар Архангельскому краеведческому музею от Архангельского комитета Большого Портленда, 2018 год

Специфика всех сюжетов — тысячелетней истории освоения Русского Севера — связана, конечно, с водными пространствами, отсюда и «Студёное море», одно из древнерусских названий Белого моря и всего Северного Ледовитого океана. Поэтому мы начинаем свой рассказ с раннего Средневековья, и сквозной линией экспозиции проходит тема мореплавания, судоходства, частного и государственного судостроения — от поморского коча до атомной подводной лодки.

Один из экспонатов раздела, посвящённого Второй мировой войне, — модель транспорта «Либерти», рассказывающая о неоценимом вкладе судов этого класса в победу над фашизмом. «Либерти» стал наиболее массовым военным транспортом, входящим в арктические конвои. Здесь, на Севере, их по-дружески называли «Либретки», но в истории они остались как «одноразовые суда» или «суда на один рейс».

В музее модель появилась не просто так. Дело в том, что в перестроечное время история обороны от фашизма стала основой сотрудничества и дружеских отношений между Большим Портлендом штата Мэн, США, где находилась Строительная корпорация Новой Англии, и Архангельском. Во время Второй мировой войны корпорация производила суда типа «Либерти», которые прошли семь морей, Баренцево в том числе, со стратегическим грузом для Красной армии.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении