Среди вулканов

Экипаж парусной яхты «Ойкумена» отправляется на поиски мест, где происходили самые страшные и мифические приключения Одиссея: путешествие в подземный мир и встреча с душами умерших. Конечно, сегодня мало кто сомневается, что эти истории — выдумка, но древние люди верили: вход в царство мёртвых можно отыскать. О современных поисках владений Аида пишет капитан «Ойкумены», руководитель экспедиции по стопам Одиссея Арсений Веснин.
В тени Везувия
Самый знаменитый вулкан в мире мы увидели около полудня. «Ойкумена» прошла между Мизенским мысом и Прочидой, островом, с чьей пёстрой архитектурой не могут соперничать даже знаменитые венецианские спутники Мурано и Бурано. Везувий, только появившись, сразу приковал к себе внимание. Не такой высокий, чуть больше километра, он занимает всё пространство в ширину, принимая в свои объятия корабли, входящие в Неаполитанский залив.
Впрочем, не он, а другие вулканы были нашей целью. Мы бросили якорь в Мизенской бухте прямо напротив одноимённого озера. Мы оказались на западной окраине Флегрейских полей. Campi Flegrei, то есть с древнегреческого «пышущие», «пылающие», — это вулканический район к западу от Неаполя, состоящий из десятков кратеров, фумарол и «дышащей» земли. Так их называют сегодня, так же называли и греки, которые чуть менее трёх тысяч лет назад основывали здесь свои колонии.
Мизенское озеро названо в честь Мизена — трубача Энея. Согласно «Энеиде» Вергилия, Мизен дерзнул вызвать на состязание самого Тритона и был погублен морским божеством; после его гибели Эней устроил погребальные обряды, а имя трубача закрепилось за этим местом. Именно после смерти и погребения Мизена Эней получает возможность спуститься в подземный мир, что связывает Мизенское озеро с мифологией катабасиса — пути живого героя в царство мёртвых.
«Энеида» — эпическая поэма римского поэта Вергилия, написанная в I веке до н. э. Она рассказывает о странствиях троянского героя Энея после падения Трои и о его предназначении — заложить основы будущего Рима. Соединяя миф, историю и идеологию Римской державы, «Энеида» стала главным национальным эпосом Рима и одним из ключевых текстов античной культуры.
Где искать вход в подземный мир, как не в местах, где повсюду из земли бьют столбы дыма, где пахнет серой, а ядовитые испарения убивают животных? Руководствуясь именно этой мыслью, мы пришли к Флегрейским полям. Самое главное — они нас полностью устраивали с точки зрения логики реконструкции маршрута Одиссея.
16 сентября 2025 года
Отправиться в Аид, чтобы узнать у духа прорицателя Тиресия путь домой, царю Итаки велела Цирцея. Она же попросила Борея, северный ветер, донести корабль грека до входа в мир мёртвых. Это значит, что греки поплыли на юг. Согласно нашим предположениям, островом Эя, где жила колдунья, можно считать Понцу или соседний Пунто Чирчео (см. предыдущий номер «Дилетанта»). Если оттуда идти на юг (северный ветер будет попутным), то как раз часов за 12–16 можно добраться до Флегрейских полей. Это полностью соотносится с описанным маршрутом у Гомера. Более того, чтобы дальше продолжать двигаться на Итаку, нужно пройти Мессинский пролив — предполагаемую Сциллу и Харибду. Так что географически это место нам полностью подходило.
Ещё больше оно подходило по духу. Даже стоя на якоре, мы периодически видели столбы дыма, которые поднимались с разных сторон. Восточный ветер с суши приносил запах серы. Вытаскивая тузик (маленькую надувную лодку) на берег, я немного провалился в вулканический песок. Сначала я не понял, что происходит, что за странные ощущения появились в ногах. Но чем глубже я в него зарывался, тем горячее становилось. Снизу меня подогревал жар вулкана!
