Ростопчины
В истории рода, восходящего к крымским татарам, самый заметный след оставил Фёдор Васильевич Ростопчин — чудаковатый граф, стоявший во главе внешней политики Российской империи при Павле I, а затем руководивший Москвой во время наполеоновского нашествия. Его дочь стала всемирно известной писательницей под именем графиня де Сегюр, а сын — коллекционером живописи и меценатом.
Как всякий уважающий себя дворянский род, Ростопчины отличались богатой родословной: их предок по имени Давыд Рабчак, живший в начале XV века, якобы происходил из крымских татар и был чуть ли не потомком Чингисхана. Эта версия считается официальной и каноничной, хотя есть и другие — вплоть до предположения, что в действительности предком Ростопчиных был крепостной, сумевший выкупить свободу и дать образование своим детям.
Одно можно сказать точно: к моменту восшествия на престол Ивана Грозного Ростопчины владели вотчиной в волости Хорвач Горицкого стана Тверского уезда (что, конечно, не очень соответствовало заявленному высокому происхождению). Судя по документам той эпохи, Ростопчины в основном служили на мелких должностях писцов, участвовали в некоторых военных походах, но ни о каком влиянии и авторитете тогда и мечтать не могли.
В 1763 году в Орловской губернии на свет появился Фёдор Васильевич Ростопчин. Ранняя биография юноши мало отличалась от жизнеописаний тысяч других дворянских отпрысков — он получил домашнее образование и ещё в детстве был зачислен в гвардейский Преображенский полк. В возрасте двадцати с небольшим лет Ростопчин отправился в путешествие по Европе, где в сумасбродных порывах то загорался жаждой знаний и посещал лекции в Лейпцигском университете, то брал в Лондоне уроки бокса у известного ирландского бойца Рейна.
