«Плакали, как дети»
Первое известие о смерти Ленина прозвучало на заседании XI съезда Советов 21 января 1924 года. Новость делегатам сообщил председатель ВЦИК Михаил Калинин. В зале послышались испуганные возгласы, несколько человек заплакали. По свидетельству очевидцев, члены президиума, в частности, Зиновьев и Каменев, «уронив головы на стол, плакали, как дети»
В тот же день в стране объявлен траур, образована комиссия по организации похорон во главе с Феликсом Дзержинским. На следующий день, 22 января, в Москве прошёл пленум ЦК РКП(б), который, среди прочего, озаботился принятием мер по предотвращению паники в стране. Днём похорон назначается суббота, 26 января, местом прощания — Дом Союзов в Охотном ряду. Сталин рассылает телеграммы о смерти вождя по всей стране, в том числе находящемуся на лечении в Сухуми Льву Троцкому. И тут же похороны переносят на воскресенье, 27 января.
Тем временем большевистские лидеры уже начали делить появившиеся вакансии. Так, Адольф Иоффе, высокопоставленный дипломат, близкий к Троцкому, обратился к Зиновьеву, которого многие считали коммунистом № 2, с предложением заменить должность председателя Совнаркома на «президиум», состоящий из Льва Каменева, Григория Зиновьева и Льва Троцкого, либо назначить Троцкого как «первого кандидата». Других кадровых инициатив не поступало, но все прикидывали уже будущие расклады. В Горках с 21 января началось паломничество крестьян, пришедших поклониться Ленину. Оно продолжалось до 23 января, когда траурный поезд, состоявший из официального паровоза Ленина (он был назначен его почётным машинистом за восемь месяцев до смерти) и багажного вагона, в котором находился гроб с телом Ильича, проделал путь от платформы Герасимовская (ныне Ленинская) до Павелецкого вокзала, где стоит до сих пор в павильоне-музее «Траурный поезд В. И. Ленина».
