Олдрич Эймс: как КГБ завербовал сотрудника ЦРУ

ДилетантИстория

Письмо от Эймса

5 января 2026 года в тюремной камере федерального исправительного учреждения города Камберленда (штат Мэриленд) на 85-м году жизни скончался Олдрич Эймс, высокопоставленный сотрудник ЦРУ, сотрудничавший на протяжении девяти лет с советскими, а затем российскими спецслужбами

Арест Эймса. 21 февраля 1994 года

По просьбе «Дилетанта» историю агента Олдрича Эймса рассказывает генерал-майор внешней разведки в отставке Юрий Кобаладзе, занимавший в 1991– 1999 годах должность руководителя пресс-бюро СВР России.

Юрий Кобаладзе

— Непосредственно с «делом Эймса» я столкнулся в середине 1990-х, когда ко мне в кабинет явился некий Питер Эрли. Представился: «Я американский журналист, у меня письмо для вас, написанное Эймсом». Что сразу, конечно, вызвало у меня невероятное удивление. Это письмо я до сих пор храню, в нём Эймс, уже будучи в тюрьме, советует Эрли: «Будешь в Москве, обратись к Кобаладзе, он тебе поможет».

Дело в том, что Эрли в то время писал книгу, которая позднее вышла на русском языке: «Признания шпиона. Подлинная история Олдрича Эймса». До сих пор непонятно, как он смог проникнуть в камеру к пожизненно осуждённому Эймсу. Сам Эрли рассказывал, что, зная нюансы американской системы, он направил соответствующий запрос начальнику тюрьмы. И тот дал добро на беседы, которые, по утверждению Эрли, длились в общей сложности 50 часов. То есть журналиста допустили к ценнейшему советскому агенту, объявленному врагом № 1 Соединённых Штатов.

— Чем занимался Эймс? В чём была его ценность для российской разведки?

— Эймс — кадровый разведчик, его отец тоже работал в системе ЦРУ и даже три года находился в командировке в Юго-Восточной Азии. Интересно, что старший Эймс сломал себе карьеру из-за злоупотребления алкоголем, но и младший, как говорят, тоже страдал тем же пороком. Однако это не помешало ему сделать блестящую карьеру.

Если коротко, в шестьдесят седьмом году он поступил на службу в ЦРУ. Сначала работал в штаб-квартире в Вашингтоне, потом Анкара (1969–1972), где он занимался в том числе вербовкой советских агентов. Следующая командировка в Мехико (1981–1983), где он находит свою будущую жену — мексиканку, сотрудницу боливийского посольства. Дальше Рим (1986–1989), но здесь Эймс уже работает как агент советской разведки. Три командировки в ключевые для американцев страны — это высокий показатель эффективности.

Олдрич Эймс с женой Марией и сыном. Начало 1990-х годов

При этом с 1983 года Эймс числился в вашингтонском отделении ЦРУ, курировавшем операции на территории СССР. На этом посту он получил доступ к совершенно секретной информации — ко всем делам сотрудников ЦРУ, вовлечённых в разведывательные и контрразведывательные операции против СССР, а также к планам самих операций.

Так что, когда вскрылась вся эта история, я и мои коллеги были потрясены. И страшно гордились: вот, оказывается, какие мы прыткие! Смогли завербовать сотрудника ЦРУ в Вашингтоне, внутри организации, которая казалась вообще неприступной.

Слева: Олдрич Эймс, фото из школьного выпускного альбома. 1958 год. Справа: Олдрич Эймс в день ареста. 21 февраля 1994 года

— Что подвигло Эймса на сотрудничество с КГБ? Его просто купили?

— Можно и так сказать. По его собственному признанию, он отчаянно нуждался в деньгах, поскольку запутался в своих семейных делах и разводах. Эймс утверждал, что на сотрудничество с советской разведкой он пошёл, услышав, что КГБ якобы выплачивал сотрудникам ЦРУ, перешедшим на советскую сторону, по 50 тысяч долларов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении