Королевская «качалка» Карла XII

ДилетантИстория

Носилки Карла XII

«И по вышеписанному великого государя указу принять в палату Оружейную… королевские носилки, на них тюшак штофовый лазоревой, одеяло стеганое на бумаге, покрыто атласом писаным, каймы штофовые, подбито выбойкою цветною...».

Сергей Бунтман

«Карлова качалка». Фото к описи Оружейной палаты Москва, 1893 год

В самом начале полтавских столкновений Карл был ранен в ногу ружейной пулей. Из пробитого сапога сочилась кровь. Несмотря на это шведский король, как пишет Вольтер в своей «Истории Карла XII», ещё несколько часов провёл в седле. После осмотра лекарями оказалось, что раздроблена пяточная кость, рана так нагноилась, что стопу предложили отнять. Однако нашёлся врач, проведший сложную по тем временам операцию, и королевскую ногу спасли. Соорудили носилки на двух оглоблях, в которые запрягли двух лошадей. Именно так, как это изобразит Питер Пикарт на гравюре, запечатлевшей московский триумф Петра и демонстрацию полтавских трофеев.

В «Полтаве» Пушкин напишет:

И перед синими рядами
Своих воинственных дружин,
Несомый верными слугами,
В качалке, бледен, недвижим,
Страдая раной, Карл явился.

Прекрасно. Но тут каждая строка требует уточнения. Ещё до того как — опять же по Пушкину — двинуть свои полки на русских «слабым манием руки», король испытал ещё два потрясения. Под чудовищным артиллерийским огнём пали обе лошади, нёсшие «качалку», и Карл упал оземь. Нашли и запрягли новых. После нового залпа осколки попали уже в сами носилки и окончательно вывели их из строя. И только тут «верные слуги», драбанты, понесли своего короля на руках.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении