Личность Ганди — мощный нравственный ресурс на пути Индии к независимости

ДилетантИстория

«Насилие — закон животных»

В голову взбунтовавшегося слона впился как паразит маленький человечек в очках и набедренной повязке. С испугом и злобой он увещевает опасное в гневе «животное» (народ Индии): «Тише, старина, тише! Помни, каждое твоё движение сотрясает лондонскую биржу!»

Кирилл Петров

Индийский укротитель. Рисунок Юлия Ганфа, «Крокодил» № 12, 1930 год

Ганди. «Отец нации». Жёсткая до неприязни карикатура на этого популярнейшего национального лидера Индии появилась в журнале «Крокодил», флагмане советской сатиры, в марте 1930 года. За годы своего существования журнал, впервые вышедший в свет в августе 1922-го, пережил и времена сравнительной свободы, и начало сталинского прессинга. К началу 1930-х тематика сюжетов для карикатур была ограничена, смысл трактовок заранее предписан. Особенно — когда речь заходила о международной жизни.

Индия межвоенного времени давала советской сатире много пропагандистски выигрышных сюжетов. Колониальный гнёт, ужасающая (и впрямь ужасающая) нищета масс, рост крестьянского и рабочего движения, деятельность оппозиционных политических организаций — всё это чётко вписывалось в марксистскую доктрину антиимпериалистической борьбы и легко переводилось

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении