Хождение по Горкам
Всего шесть лет жизни связывали Ленина с Горками. Между тем история этих земель столь богата, что Горки вполне могли стать не Ленинскими, а Вятскими, Константинопольскими, Римскими или, например, Спасительскими. Византийский император, кардиналы Ватикана и даже сам понтифик — такого масштаба персоны, хотя и косвенно, имеют историческое отношение к усадьбе.
…А по-русски — Спасителев
Примерно в Х веке в здешние леса, на пахотные поля и речные берега с юга перебрались племена вятичей. На территории Горок находится большой некрополь, который археологи относят к XII-XIII векам. Всего сохранилось около шести десятков курганов, на одном из самых больших стояла скамейка, где Ленин любил проводить время.
В XV веке, когда папа римский был активно включён в мировую политику, Ватикану не хватало союзников для противостояния туркам. Чтобы обзавестись новыми друзьями, из Византии на Русь отправили императорскую племянницу Зою, которая должна была стать новой женой овдовевшего государя Ивана III. Любви и уважения новая великая княгиня Софья Палеолог у современников не вызывала, но интересно другое: в свите Софьи был монах Джованни Сальваторе. Он остался в Москве, принял православную веру, а женившись на русской дворянке, получил в приданое земли к югу от столицы. Фамилию, конечно, перевели на русский, и сын Джованни, Гаврила Спасителев, стал первым документально подтверждённым хозяином Горок.
Род Спасителевых владел этими землями едва ли не три столетия, но потом собственники стали часто меняться. Первый усадебный дом построили на исходе XVIII века. Аграфена Дурасова скупила и объединила несколько территорий, устроила на них парк, и весь ансамбль богатой усадьбы начал формироваться именно при ней. Дворянский период продолжался до самой отмены крепостного права. В Горках успели пожить Наумовы, Писаревы, Трубецкие, Лопухины и другие. На смену дворянам пришли купцы — Сушкины, Прокофьевы, Герасимовы, Шибаевы — и при всех владельцах усадьба не знала запустения и разрухи. Немногие подмосковные поместья могут похвастаться такой удачей.
Красиво жить не запретишь
Но кульминация истории Горок досоветского периода связана с последней частной хозяйкой — Зинаидой Рейнбот.
Урождённая Зимина, впоследствии дважды Морозова, Рейнбот и Резвая — сама личность Зинаиды Григорьевны поистине выдающаяся, и немудрено, что расцвет имения случился на её веку. Главное в усадьбе — дом. Чтобы переустроить, отреставрировать, объединить, а где-то и возвести заново богатое аристократическое здание, нужен архитектор, а лучше даже не один. Долгое время ответственным за современный вид особняка и других построек считался знаменитый Фёдор Шехтель: он же строил, например, готический дом на Спиридоновке, в котором тогда ещё Зинаида Морозова жила со своим вторым мужем.
Но в последние годы авторство Шехтеля оказалось под вопросом. Как пишет учёный секретарь музея-заповедника «Горки Ленинские» Борис Власов, доподлинных свидетельств его участия в проекте так и не появилось. Зато нашлись документы, позволяющие считать главными авторами ансамбля Никиту Лазарева, Фёдора Кольбе и предположительно Ивана Жолтовского. Исследователи всё ещё продолжают искать материалы, которые помогут поставить точку в этих спорах.
Изысканная архитектура требовала соответствующего наполнения. Зинаида Рейнбот слыла собирательницей ценностей: мебель по проектам Карла Росси (того самого!), картины Серова, Левитана и Васнецова, коллекция мейсенского фарфора, портьеры с наполеоновскими пчёлами, мраморные статуи в зимнем саду… Это лишь малая часть шедевров, которыми хозяйка наполняла помещения. Сама она, пожалуй, была склонна ассоциировать себя с сильными и влиятельными женщинами прошлого, например, с Марией-Антуанеттой или даже Жозефиной: отсюда и пчёлы на шторах, и несколько альбомов с гравюрами из наполеоновской резиденции Мальмезон, и множество декоративных лебедей.
