Вторая часть ответов на вопросы о повседневной жизни в условиях военного времени

ДилетантИстория

Быт военного времени. Часть 2

Станция метро «Маяковская». Фото осени 1941 года

38Что происходило с московским метро во время войны?

Наталья Максимова, 22 года, Санкт-Петербург

1. Главное бомбоубежище

Как только начались первые налёты немецкой авиации на столицу СССР, метрополитен превратился в гигантское бомбоубежище. При объявлении воздушной тревоги сотни тысяч горожан могли оказаться в безопасности глубоко под землёй. На станциях были устроены специальные зоны для беременных и матерей с детьми. Здесь размещали кровати и дежурили бригады врачей.

  • Во время воздушных тревог на станциях появились на свет 217 новорожденных.
  • 700 тысяч человек могли принимать станции и туннели метро в случае бомбёжки.

2. Новые станции

Как ни удивительно, Московский метрополитен не только не прекращал свою работу в годы войны, но и продолжал развиваться. В первые месяцы войны прокладка новых линий и строительство станций были заморожены. Однако уже в декабре 1941 года работы возобновились. А 1 января 1943 года для пассажиров открылся участок Замоскворецкого радиуса от «Площади Свердлова» (ныне «Театральная») до «Завода имени Сталина (ныне «Автозаводская»). Всего за годы войны удалось проложить 13 километров новых линий, а пассажиропоток за это время увеличился в 1,6 раза.

  • В годы войны доля женщин, занятых на прокладке новых линий метро, превышала 70% от числа рабочих.
  • 7 новых станций открылись в столице СССР до мая 1945 года.
Пробный поезд на станции «Завод имени Сталина» (ныне «Автозаводская»). Фото 31 декабря 1942 года

3. Торжественное партсобрание

Накануне 24-й годовщины Октябрьской революции в Москве прошло торжественное собрание. Для безопасности местом проведения выбрали одну из станций столичного метро. Кресла срочно доставили из Большого театра. Присутствовали первые лица страны. Речь произнёс и советский лидер Иосиф Сталин.

  • Место проведения собрания до последнего момента держалось в секрете: приглашение передавалось лишь устно за несколько часов до начала.
  • 1,2 тысячи человек пришли на заседание в честь годовщины революции
Иосиф Сталин на трибуне на станции «Маяковская». 6 ноября 1941 года

4. Кинотеатр и библиотека

Чтобы в трудные месяцы войны поддержать в горожанах советской столицы бодрость духа, уже в начале осени 1941 года на станциях Московского метрополитена стали проводить киносеансы, агитбеседы и читки газет. В подземном вестибюле станции «Курская» организовали настоящую библиотеку. Для маленьких детей устраивали раздачу молока. Повсеместно появились фонтанчики с питьевой водой. Разумеется, на станциях были оборудованы и туалеты.

  • В декабре 1941 года подземную библиотеку посетили около 1000 жителей Москвы.
  • 42 проекта оформления станции «Завод имени Сталина» подготовили архитекторы к 1942 году
Библиотека на станции «Курская». Январь 1941 года

5. Бронепоезд «Московский метрополитен»

Сотрудники столичного метро не только обеспечили бесперебойную работу поездов и строительство новых станций, но и смогли собрать средства на бронепоезд. В 1943 году в строй вступил бронепоезд с говорящим названием «Московский метрополитен». На нём разместились два вагона с башнями от танков Т-34, два вагона с зенитками, а также две платформы с материалами для ремонта путей. Кроме того, на бронепоезде установили несколько пулемётов, способных вести круговой обстрел.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении