Приживутся ли индийские автомобили в России

ДеньгиАвто

«Тук-тук», откройте

Приживутся ли индийские автомобили в России

Текст: Алексей Грамматчиков

Фото: ED Ram / Getty Images

Индия собирается наращивать поставки автомобилей в Россию. Смогут ли транспортные средства из страны слонов, чая и Болливуда потеснить доминирование китайского автопрома на российском рынке, разбирались «Деньги».

До сих пор в России индийские автомобили ассоциируются с примитивными транспортными средствами типа «тук-тук», сделанными из фанеры, картона и деталей от мотороллера. Но самая населенная страна в мире борется с устаревшим стереотипом. Индийские машины собираются поставлять в Россию наряду с наращиванием экспорта индийских лекарств и электроники. Об этом заявил посол Индии в России Винай Кумар.

Третий в мире

Индийский авторынок по итогам прошлого года сумел занять впечатляющее третье место в мире. По данным международной консалтинговой компании Focus2move, мировые продажи новых автомобилей по итогам 2024 года достигли 85,1 млн единиц (на 2,6% выше, чем в 2023-м). Первое место по потреблению автомобилей занимает Китай с объемом продаж в прошлом году в 26,05 млн (годовой прирост в 3,4%). Далее идут США с 15,9 млн (прирост в 3,6%). На третьем месте обосновалась Индия с 4,27 млн (прирост в 3,9%), которая в прошлом году сумела обогнать падающий рынок Японии (4,25 млн, с годовым снижением на 7,1%). В первую десятку входят Германия (2,8 млн), Бразилия (2,4 млн), Великобритания (2,3 млн), Южная Корея (1,63 млн). Россия с показателем в чуть менее 1,6 млн заняла 11-е место.

Спрос на автомобили в Индии обеспечивает самое многочисленное на планете население (1,46 млрд человек), притом что уровень автомобилизации в стране низок. По данным ООН, в Индии сейчас на 1 тыс. населения приходится всего 57 автомобилей. По этому показателю страну, в частности, обгоняют Нигерия (63) или Кения (69). В соседнем Китае уровень автомобилизации в четыре раза выше (231), в России — в шесть раз (361), а в США — в пятнадцать раз (850).

С ростом благосостояния населения индийский авторынок наращивает продажи. Еще десять лет назад там продавалось не более 2,7 млн автомобилей в год, то есть на 55% меньше, чем сейчас. До сих пор парк личных транспортных средств в этой стране связан с мотоциклами. Ежегодные продажи мотоциклов в Индии достигают рекордные для мира 20 млн (в четыре раза больше, чем автомобилей).

Ученик купил учителя

Как и в Китае, индийский регулятор избрал жесткую протекционистскую политику для своего автопрома: для стимулирования выпуска автомобилей внутри страны внутренний рынок здесь защищен внушительными импортными пошлинами, заплатить которые могут позволить себе единицы богачей.

Еще с 40-х годов прошлого века в Индии стали развиваться местные автомобильные компании, которые начинали с отверточной сборки английских, немецких и американских машин. В 1945 году американские внедорожники Willys начали собирать на своих мощностях братья Махиндра, создав крупную одноименную компанию Mahindra. Основатель Tata Group предприниматель Джамшети Тата в 1950-х начал выпускать автомобили совместно с немецкой Daimler-Benz. Тогда нельзя было представить, что полвека спустя, в 2008 году, Tata купит у американской Ford Motor легендарную британскую корпорацию Jaguar Land Rover.

На индийском рынке сейчас работают совместные с иностранцами предприятия, при этом поднимают голову и чисто индийские автопроизводители, на долю которых сейчас приходится примерно четверть всех продаж внутри страны.

На местном авторынке лидерство удерживает компания Maruti, чье совместное предприятие с Suzuki занимает внушительные 40% всего рынка. По итогам прошлого года СП Maruti Suzuki сумело реализовать в Индии более 1,6 млн новых авто. На втором месте закрепились корейцы с местным производством Hyundai Motor India (561 тыс.). Третье и четвертое места принадлежат чисто индийским Tata Motors, которая в прошлом году реализовала 538 тыс. авто, и Mahindra & Mahindra (424 тыс.). В топ-10 также входят локализованные производства Kia, Toyota, Skoda, Honda, британской MG Motor (принадлежит китайской корпорации SAIC) и французской Renault. «Индийский автопром за последние десять лет совершил серьезный качественный скачок, перейдя от лицензированных сборок к собственным разработкам с международной сертификацией»,— комментирует Александр Степанов, владелец компании по импорту в РФ автомобилей Autosan.

Экспортный разгон

С ростом продаж автомобилей внутри страны Индия постепенно наращивает и экспорт. По данным Ассоциации автопроизводителей Индии (SIAM), в прошлом году объем поставок машин за рубеж из страны перевалил за миллион. Из 1,06 млн машин прошлогоднего индийского экспорта 743 тыс. составили легковые авто (годовой прирост 10%) и грузовики (323 тыс.) с внушительным ростом за год на 33%. SIAM сообщает, что Индия поставляет автомобили в 90 стран мира, в основном в Африку, Латинскую Америку, Юго-Восточную Азию и на Ближний Восток.

Пока основная часть индийского автомобильного экспорта осуществляется иностранными концернами со своих заводов и под своими марками (Hyundai, Honda, Nissan). Но экспортная доля чисто индийских компаний растет. Лидером здесь является Maruti, которая под своим брендом развивает продажи в разных странах. Наращивают зарубежные поставки Tata, Mahindra, а в экспорте грузовиков уже доминируют индийские Tata и Ashok Leyland.

В России индийские авто пытался в свое время выпустить нижегородский ГАЗ. Речь шла о начале сборки в 2005 году внедорожника Mahindra Scorpio, который планировали продавать под названием «Маршал», но дело ограничилось лишь пробными партиями. Еще была попытка запустить продажи автомобиля от ведущего индийского производителя мотоциклов Bajaj Qute. Но эта маленькая машинка с одноцилиндровым двигателем объемом 0,2 л и мизерной мощностью в 13,5 л. с. была встречена насмешками, и ее продажи на российском рынке провалились.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении