Цифровизация роста
Как технологии меняют российскую экономику

В Сочи с 8 по 10 октября проходит форум «Финополис», посвященный развитию инновационных финансовых технологий в России. К числу ключевых сюжетов, обсуждаемых в рамках форума, относятся использование цифровой инфраструктуры финансовых рынков в целях экономического развития России, поиск баланса интересов государства, бизнеса и граждан, формирование новых перспективных направлений для применения цифровых финансовых технологий.
Важность заявленной для обсуждения тематики не вызывает сомнения. Вместе с тем политкорректные формулировки программы «Финополиса» не до конца раскрывают то критически важное значение, которое цифровые технологии имеют для сегодняшней российской экономики. Чтобы понять это в полной мере, полезно вспомнить события последних трех лет.
Когда в феврале—марте 2022 года геополитические противники России решили нанести ей мощный удар, введя широкомасштабные экономические санкции, то особые надежды они возлагали на отключение наших банков от международной платежной системы SWIFT. Тогдашний министр финансов Франции Брюно Ле Мэр даже назвал эту меру «финансовым ядерным оружием», вполне искренне полагая, что ее применение нанесет огромный ущерб российской экономике. А чтобы наверняка посеять хаос в нашей банковской системе, недружественные страны приняли решение остановить в России еще и работу западных карточных систем Visa и Mastercard.
Антироссийские «красные кнопки» были нажаты без особых колебаний, наши финансовые учреждения и наших граждан очень быстро стали отключать от зарубежных платежных систем и… ничего существенного не произошло. Обещанного «финансового ядерного взрыва» никто, в общем, и не заметил. Платежи внутри российской экономики продолжали проходить с прежней скоростью и надежностью, отечественные владельцы банковских карт Visa и Mastercard на территории страны не имели никаких проблем, и даже трансграничные финансовые операции, хотя и заметно усложнились, практически нигде не прекратились.
В первую очередь такой гладкий переход российского финансового сектора из одного состояния в другое произошел благодаря упреждающим усилиям Банка России и Министерства цифрового развития РФ, которые успели до введения крупномасштабных антироссийских санкций создать полноценную отечественную платежную систему. Фундаментом новой российской макрофинансовой инфраструктуры стали система передачи финансовых сообщений и национальная система платежных карт, сформированные преимущественно за счет российских же программных продуктов и проектных решений. Можно без всяких преувеличений утверждать, что цифровые технологии отечественного происхождения в данном случае очень эффективно защитили не только российскую финансовую систему, но и всю национальную экономику от грозивших им серьезных неприятностей.
Роль процессов цифровизации в современной российской экономике очень велика. Начать можно с того факта, что цифровизация стала инструментом, который позволил нашей стране серьезно сократить технологическое отставание от передовых стран сразу во многих отраслях экономики. К числу таких отраслей можно отнести не только упомянутый выше сектор финансовых услуг, но и мобильную связь, розничную торговлю и сферу взаимоотношений государства с бизнесом и населением («электронное государство»). Более того, во всех этих случаях Россия благодаря широкому применению цифровых технологий теперь сама входит в число глобальных лидеров по объему, эффективности и качеству оказываемых электронных услуг.
Цифровизация — это один из самых дешевых и быстрых способов осуществлять инновации. Внедрение цифровых технологий в подавляющем большинстве случаев не требует создания монументальных и дорогих производственных мощностей или серьезного прироста выпуска материальной продукции. Это обстоятельство позволяет оцифровывать многие бизнес-процессы в короткие сроки, существенно повышая их скорость и эффективность. Поэтому для не очень богатых стран, в том числе для России, цифровизация — это хороший способ оперативно улучшить свои позиции в экономической и технологической гонке.
Цифровизация сама по себе весьма ограниченно влияет на базовые технологии: извлечение сырья из недр, сжигание топлива, химический синтез, механическую обработку материалов, производство элементов, деталей и узлов конечной продукции, финальную сборку изделий, перемещение грузов в пространстве и т. п. Совершенствование базовых технологий по-прежнему невозможно без масштабных и долговременных капиталовложений. Как следствие, преобладающая часть эффектов от цифровизации приходится не столько на производственные процессы, сколько на процессы оборота, распределения и потребления созданных товаров и услуг. Однако в любом случае это позволяет снижать суммарные издержки в рамках полного экономического цикла, что гарантированно обеспечивает рост эффективности и конкурентоспособности.