Чтобы заключать в США прочные деловые связи, нужно знать тонкости этикета

ForbesБизнес

Без Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), поцелуев и слова «нет»: как заводить деловые связи в США

Почему деловым партнерам нельзя писать в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)? Как случайно не оскорбить партнера-женщину? Как отличить «да» из вежливости от реального «да»? Опыт работы на рынке США основательницы кондитерского бренда Candice Cake Марины Мартьяновой

Марина Мартьянова

gettyimages-1129489551.jpg__1581371162__65126__vid650287e.jpg
Сообщение в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) американский партнер может воспринять как нарушение личного пространства (Фото Getty Images)

Марина Мартьянова — 25-летняя основательница компании-производителя десертов без сахара Candice Cake. Бренд предпринимательница запустила в 2016 году, в России продукт сегодня присутствует в сетях Starbucks, «Лента», X5 Retail Group, «Азбука вкуса». В 2019 году Candice Cake вышел на рынок США. Выручка компании Мартьяновой составляет 1-1,5 млн рублей в месяц.

Знакомства необходимы в любой сфере. Компании принадлежат экосистеме. В экосистему входят поставщики, клиенты, сервисные компании, инвесторы, конкуренты. За юридическими лицами стоят люди. Они принимают решения, иногда субъективные. Чем больше у вас связей и знакомств, тем легче решаются вопросы и достигаются результаты.

В России рыночная экономика существует менее тридцати лет — c 1992-го. Многие ее порядки еще не стали привычными, не заложены в нашем менталитете и образовании. В США — с 1776-го, с самого основания страны. Американцев с детства учат общению и самопрезентации. Программы MBA специально фокусируют студентов на общении, а не домашних заданиях. Нетворкинг здесь — фокус амбициозного человека, вне зависимости от профессии.

Российские компании, которые выходят на рынок США, должны понимать эту разницу. Их задача — четко знать особенности американского нетворкинга и делового этикета. Здесь не важно, из какой страны вы приехали и какой у вас акцент. Но соблюдать негласные правила делового общения вы обязаны — иначе вас просто не воспримут всерьез.

Онлайн-знакомство

В российской деловой среде часто можно услышать просьбу «поделись контактом». Если вы с человеком хорошо знакомы и можете за него поручиться, ответ, как правило, «держи, и скажи, что от меня».

В США дела обстоят иначе. Представление собеседников друг другу возможно только с участием третьей стороны и называется «интро». Эта схема существует по двум причинам:

  • Передача контакта человека без его разрешения неэтична
  • Если за вас лично поручился знакомый с объектом вашего интереса человек, если он тратит время на организацию онлайн-знакомства, к вам сразу относятся с вниманием и доверием. А значит, возрастает вероятность заключения сделки или любого другого сотрудничества.

С самого начала, когда мы с проектом Candice Cake только собирались в Штаты, я попросила знакомого представить меня партнеру американской корпорации. В ответ товарищ попросил меня написать blurb. Blurb — это абзац, рассказывающий вкратце, кто вы, чем занимается ваша компания и почему вас стоит представить. По факту это два-три емких предложения, из которых вы сложите впечатление о себе.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении