Иллюзии о дальнейшем уверенном росте рынка в России питают далеко не все

АвтоМирАвто

Все хуже, чем кажется

Позитивные итоги на рынке продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей за 2017 год обнадеживают. Но иллюзии о дальнейшем уверенном росте рынка в России питают далеко не все

Текст: Илья Фишер

Российские дилеры в 2017 году реализовали на 11,9% автомобилей больше, чем годом ранее – в 2016-м. Совокупный тираж всех брендов вырос на 169 946 единиц и составил 1 595 737 новых проданных автомобилей. Год стал переломным и показал уверенный рост продаж, пусть и достигших лишь уровня 2009 года, однако, насколько этот рост окажется продолжительным, пока большой вопрос. Позитивному тренду, разумеется, рады все участники рынка, но у многих из них остаются опасения, что прошлогодний успех – результат не столько макроэкономических подвижек, сколько «мгновенный» эффект от «впрыска» катализаторов – программ государственной поддержки дилеров и автопроизводителей. И опасения эти вполне основательны.

И все же разберемся, кто среди автопроизводителей на этот раз оказался в лидерах. В таблицах эта информация представлена более наглядно, но «словами» надежнее. Итак, Lada – уверенный лидер благодаря бойким продажам сразу нескольких моделей: Granta, Vesta, XRay и Kalina. Первые две из них вошли и в пятерку лучших бестселлеров года (2 и 3 места). Следом с изрядным отрывом встала Kia со своим главным бестселлером прошлого года – Rio. По итогам года это самая часто покупаемая модель в России. А вот Hyundai, обеспечив для Solaris и Creta сразу два места в пятерке бестселлеров, остался третьим в общем зачете. На четвертое место как обычно вырулила Renault, ее Logan и Duster в этом году изрядно претерпели от конкурентов. Если к легковушкам прибавить продажи коммерческих автомобилей, то пятерку замыкает Volkswagen. А на шестую строчку выкатилась Toyota. Любопытно, что в 2016-м они были пятыми, но японцам с позапрошлого года удалось сохранить за собой высокую долю рынка даже с нулевым ростом продаж, их тираж остался прежним. Постоянность – признак мастерства. И если бы Volkswagen не «стрельнул» вверх на 20%, статус-кво был бы сохранен.

Словом, загляните в таблицу и все поймете. А из примечательного можно отметить изрядный, по 45% у каждого, рост Mitsubishi и Ravon. И если популярность Ravon, реализовавшего более 15 тыс. автомобилей, удивления не вызывает, она зиждется на успехе хорошо знакомых моделей Chevrolet, то успех Mitsubishi, в линейке которой моделей раз, два и обчелся, стал приятной неожиданностью.

Укрепление рубля подкосило продажи автомобилей премиум-класса: Mercedes, Lexus, Audi, Land Rover и Porsche. Зато BMW, Volvo и Infi niti сумели уйти в плюс

Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России по маркам за период январь – декабрь 2017/2016 гг (данные АЕБ)

* Продажи начались в марте 2016 года
** Продажи начались в октябре 2016 года

25 самых продаваемых моделей в России в январе – декабре 2017/2016 гг. (данные АЕБ)

Прорывы года

Двумя главными если не сенсациями, то как минимум прорывами года следует считать модель Lada Vesta, чьи продажи за 2017 год выросли по отношению к 2016 на 22 тыс. единиц, и кроссовер Hyundai Creta, который прибавил к прошлому тиражу 33 тыс. штук. Очень достойно выглядит динамика роста продаж отечественного кроссовера Lada XRay. Против проданных в 2016 году 20 тыс. автомобилей 2017-й показал результат 33 тыс. штук. Прибавка 13 тыс. налицо.

Недоразумения

Многие испытали разочарование в связи с потерей Hyundai Solaris ведущей позиции в рейтинге бестселлеров. По итогам года он лишь на четвертой позиции с общим результатом 68,6 тыс. штук (минус 21,7 тыс. к 2016 году). Почему? Однако ниже наш эксперт объясняет, что ничего сверх ожиданий производителя не произошло. Надеемся, не критично выглядят и потери Renault Duster, вызванные появлением конкурента Hyundai И все же разберемся, кто Сreta и соплеменника Renault Kaptur.

В мировом масштабе

На сей раз в рейтинге крупнейших мировых авторынков России досталось не слишком почетное 12 место, сообщает аналитическое агентство «Автостат». Единственное, что радует – впервые за последние как минимум четыре года наблюдается положительная динамика. По объему наш рынок нынче угнездился между Южной Кореей (сверху) и Мексикой (снизу). В 2017-м мексиканцы показали снижение продаж на 4,6% – до 1,53 млн автомобилей, благодаря чему нам и удалось их обойти. В целом же абсолютный лидер не поменялся. Им остается Китай, где автопроизводителям, по предварительным данным, удалось реализовать порядка 24 млн новых легковых автомобилей. И это, заметим, на 2,7% превышает показатели 2016 года. Вторыми уверенно идут США с 17,5 млн проданных автомобилей. Здесь падение на небольшие, в пределах погрешности, 1,9%. Третьи – немцы. В Германии в 2017 году продажи выросли на 2,7% – до 3,44 млн единиц. Четвертая позиция оказалась за Индией (3,2 млн, +8,7%), а замыкает пятерку лидеров Япония (2,94 млн, +5,1%). Следующая пятерка расположилась очень плотной группой. Неплохо дела обстоят у британцев (2,54 млн), чуть хуже продаются автомобили в Бразилии (2,17 млн), Франции (2,11 млн), Канаде (2,04 млн ед.) и Италии (1,97 млн ед.). На 11-м месте уже упомянутая Южная Корея с показателем 1,8 млн, а за ней уже показались мы.

Рыночное цунами

Эксперты российского рынка считают международные рейтинги не особенно показательными для нашей страны, поскольку мы знавали не только годы катастрофического 50-процентного (и более) падения, чего никогда не встретишь на рынках развитых стран, но и 100-процентного роста. Экономические цунами и антицунами, которые мы то и дело переживаем, способны не только обрушивать продажи, но и возносить их на ранее небывалые высоты. Сегодня, правда, и это очевидно всем, ждать невиданных взлетов не приходится. Последняя волна неурядиц за несколько лет «смыла в море» 50% прежней дилерской и значительную часть дистрибьюторской инфраструктуры, на восстановление которых потребуется не один год.

Чего ждать

Делать прогнозы в России – гадать на кофейной гуще. Пока у нас в любой момент может произойти все что угодно, поднаторевшие на предсказуемых и стабильных западных рынках эксперты высказываться не решаются. Специалисты АЕБ, вроде бы работающие у нас, а значит не понаслышке знакомые с нравами местной аудитории и прихватами «князей» от российской экономики, в рамках отчетной пресс-конференции не привели вменяемый рыночный прогноз на 2018 год. Да им, фактически, и сказать нечего. Слишком мало исходной информации. Нынешнее традиционное напутствие председателя комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера выглядит очень неопределенным. Зафиксировав очевидный успех – рынок все же сменил вектор и пошел вверх – он признал, что подъем до былых высот окажется долгим, непростым и вообще видится неочевидным. Специалисты Ассоциации рассматривают показатель ближайшего роста в диапазоне от 5% до 10%, однако, пока «нет понимания по акцизам, никакие цифры озвучиваться не будут».

Так что переломить 5-летний негативный тренд – только полдела. Важно закрепить успех. Но на что будет опираться рост рынка? В текущем году Минпромторг вдвое снизил финансирование госпрограмм поддержки, а кроме того повышаются утилизационный сбор и акцизы на автомобили мощностью свыше 200 л.с. В нынешнем году на все программы господдержки бюджет выделит 35 млрд рублей против 64 млрд в прошлом году. При этом госпрограммы стимуляции спроса окажутся более адресными. Такими, как «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», оказавшимися сверхпопулярными в 2017-м. Ну а такие программы поддержки, как льготный лизинг, «Свое дело», «Российский фермер» или «Российский тягач» в большей степени адресованы приобретателям коммерческого транспорта и юрлицам. Иными словами, загадывать, что будет через год, эксперты и участники рынка не решаются. Ждем хотя бы понимания по акцизам. Да и вообще, ясности в экономике хотелось бы больше…

Снижения цен не будет

Еще в начале прошлого года в рамках VII ежегодной конференции «Автомобильный рынок России: итоги и прогнозы», участники рынка дали неприятные и все еще актуальные оценки ближайших перспектив. Тогда их наиболее удачно сформулировал Михаил Бахтиаров, президент одного из крупнейших автомобильных холдингов Major Auto. Главный негативный тренд – продолжение роста цен на автомобили. В связи с резким изменением курса рубля несколько лет назад производители очень долго терпели убытки, стараясь сдерживать катастрофический рост цен в кризисный период. А сегодня они все еще не вернулись на «ноль». И самое ужасное, что цены продолжат повышение вне зависимости от ситуации с курсом, а покупатели останутся в неведении, почему это происходит. В этом, считает менеджер, кроется главный тормоз для дальнейшего увеличения продаж и укрепления рынка. «Мы пытаемся выжить», говорит он.

Эту точку зрения дополняют статистикой эксперты «Автостата». Выясняется, что 71% россиян свободны от кредитов, при этом у 51% нет и сбережений. «Фактически, две трети населения страны живет от зарплаты до зарплаты, не имея возможности ни отложить на покупку машины, ни взять кредит. При этом почти половина респондентов (47%) этого даже не планируют, ожидая, что худшие времена еще впереди», – заключает глава «Автостата» Сергей Целиков.

Подводя итог, можно смело утверждать, что в такой ситуации ожидать быстрого восстановления авторынка до высот, скажем, пятилетней давности, не имеет смысла. В любом случае его окончательное выздоровление, равно как и возвращение покинувших его брендов и моделей, в первую очередь зависит от общей ситуации в экономике и роста доходов населения, поскольку ожидать снижения стоимости автомобилей никто из экспертов категорически не советует. А такие факторы, как изменение цен на нефть и растущий уровень потребительской и предпринимательской уверенности, в нашем случае, увы, уже не «играют». Снижения цен все равно не будет.

От первого лица

Алексей Калицев, управляющий директор «Хендэ Мотор СНГ»

В прошлом году нам удалось продать в России около 160 000 автомобилей, что позволило удержать долю рынка в 10%, поэтому нашими продажами в 2017-м мы довольны. Да и рынок целиком оправдал наши ожидания, показав рост в 12%. Прошлый год стал переломным, надеемся, что положительная тенденция сохранится и в текущем году, а рост зафиксируется в диапазоне вокруг 10%. Планы Hyundai неизменны – удержание доли рынка. Планируем продать порядка 175 000 автомобилей.

Среди факторов, сыгравших в пользу увеличения рынка, в прошлом году оказались субсидированные государством программы поддержки. Такие как «Трейд-ин», «Льготный кредит» и программа «Утилизации». Жаль, что в 2018-м часть программ не возобновится. Но рынок пошел вверх, а государство возобновило свою прошлогоднюю инициативу – льготные программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». С их помощью мы рассчитываем продавать до 1,5 тыс. автомобилей в месяц. Отвечая на вопрос о потере моделью Solaris лидерства среди бестселлеров, могу сказать следующее. Уход модели с ведущей позиции был ожидаемым. Для корректности сравнения результатов стоит учитывать, что первое поколение машины продавалось в двух кузовах. На долю хэтчбека приходилось порядка четверти продаж модели. На данном этапе мы считаем, что хэтчбек нам не интересен. Его аудиторию удерживает моноприводная Creta в простых комплектациях. Так что падением мы это не считаем. Скорее, это можно назвать перераспределением продаж.

Фото: ЗShutterStock/Fotodom.ru; ОАО «АВТОВАЗ»; Киа Моторс РУС; Hyundai Motor Company; Ассоциация европейского бизнеса

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Продажи падают Продажи падают

В апреле российский автомобильный рынок показал падение на три процента

АвтоМир
Ускоряем уборку: 15 гениальных лайфхаков для вытирания пыли Ускоряем уборку: 15 гениальных лайфхаков для вытирания пыли

Как быстро убрать пыль в доме?

VOICE
Детское время Детское время

Когда игрушки были металлическими и деревянными

Автопилот
Сколько нужно ходить, чтобы «активировать» ваш мозг Сколько нужно ходить, чтобы «активировать» ваш мозг

Почему нам всем нужно больше ходить?

ТехИнсайдер
Покидая Генотопию Покидая Генотопию

С тех пор каждый человек фактически живет в двух параллельных мирах...

Вокруг света
«Претенденты» Луки Гуаданьино: как итальянец снял один из самых злых ромкомов этого года «Претенденты» Луки Гуаданьино: как итальянец снял один из самых злых ромкомов этого года

«Претенденты»: злой и хулиганский ромком от Луки Гуаданьино

Правила жизни
«От саванны до дивана: Эволюционная история кошек» «От саванны до дивана: Эволюционная история кошек»

Почему внешность домашних кошек разнообразнее, чем у их предков

N+1
В теннисе странный счет и много сложных терминов. Рассказываем, как устроен этот вид спорта В теннисе странный счет и много сложных терминов. Рассказываем, как устроен этот вид спорта

Почему в теннисе считают 15-30-40? Ликбез от «Сноба»

СНОБ
Самый первый iPhone. Когда вышел и каким он был Самый первый iPhone. Когда вышел и каким он был

Кто создал iPhone, как он выглядел и сколько стоил

Цифровой океан
45 в «кубе» 45 в «кубе»

За что мы любим «Гелендваген»

Автопилот
Список Будисавлевич: как домохозяйка спасла из немецких концлагерей тысячи детей Список Будисавлевич: как домохозяйка спасла из немецких концлагерей тысячи детей

Как Диана Будисавлевич в годы гитлеровской оккупации спасала детей

Forbes
Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат» Жена Николая Еременко: «В самом начале нашего романа Коля предупредил меня, что женат»

«Я хочу дать тебе свою фамилию. Никаким женам не давал, а тебе дам»

Караван историй
Первый элемент Первый элемент

Академик Михаил Федонкин — о сформировавшихся под влиянием жизни минералах

Наука
Чем полезен щавель и кому лучше от него отказаться Чем полезен щавель и кому лучше от него отказаться

Щавель насыщен витаминами и органическими кислотами, а потому очень полезен

РБК
Весна приходит не одна: как бороться с аллергией на пыльцу? Весна приходит не одна: как бороться с аллергией на пыльцу?

Что важно знать о поллинозе, чтобы пережить период активного цветения растений

Maxim
«Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля «Режимы движения» и их влияние на системы автомобиля

Зачем внедорожникам нужны «режимы движения»?

4x4 Club
Код: элегантность Код: элегантность

Интерьер в стиле рафинированного софт-минимализма

SALON-Interior
Последствия неправильной сушки: как помыть зонт, чтобы избавиться от затхлого запаха Последствия неправильной сушки: как помыть зонт, чтобы избавиться от затхлого запаха

Как правильно мыть зонт дома?

ТехИнсайдер
Новые имена. Пять избранных фильмов кинофестиваля «Дух огня — 2024» Новые имена. Пять избранных фильмов кинофестиваля «Дух огня — 2024»

Самые яркие картины форума «Дух огня — 2024»

СНОБ
7 признаков того, что жизнь проходит мимо вас 7 признаков того, что жизнь проходит мимо вас

Нравится ли вам то, как выглядит ваш обычный день? Что случилось с вашей мечтой?

Psychologies
Самый яркий гамма-всплеск породил очень мало тяжелых элементов Самый яркий гамма-всплеск породил очень мало тяжелых элементов

«Джеймс Уэбб» нашел сверхновую, связанную с ярчайшим гамма-всплеском в истории

N+1
Юнона Незванкина Юнона Незванкина

Дизайнер бутиков придумывает интерьеры с антиквариатом музейного уровня

Собака.ru
Остаться в живых Остаться в живых

10 навыков, необходимых путешественнику. Советы Миклухо-Маклая

Вокруг света
Две головы лучше: зачем российским предпринимателям развивать культуру партнерства Две головы лучше: зачем российским предпринимателям развивать культуру партнерства

В чем преимущества партнерских бизнес-отношений?

Forbes
.Solutions .Solutions

Глеб Костин сосредоточился на междисциплинарном бренде “.Solutions”

Собака.ru
Рецепт тех самых варенок: как в домашних условиях покрасить джинсы в модный цвет сезона «tie dye» Рецепт тех самых варенок: как в домашних условиях покрасить джинсы в модный цвет сезона «tie dye»

Зачем варили джинсы в СССР и как это делалось

ТехИнсайдер
Конечно, Баста Конечно, Баста

Василий Вакуленко — о легкости, которой учится у новичков «Газгольдера»

СНОБ
Революция зарплат неизбежна: почему компаниям в России не хватает сотрудников Революция зарплат неизбежна: почему компаниям в России не хватает сотрудников

В России, вероятно, происходит «революция зарплат»

Forbes
Эволюция производства иранских противотанковых ракетных комплексов Эволюция производства иранских противотанковых ракетных комплексов

Как совершенствуется ключевая система оборонительной стратегии Ирана — ПТРК

Обозрение армии и флота
Полмиллиона лет назад предки человека охотились на слонов, подстерегая их на путях сезонных миграций Полмиллиона лет назад предки человека охотились на слонов, подстерегая их на путях сезонных миграций

Слоны были основой рациона Homo erectus

ТехИнсайдер
Открыть в приложении