Ваш выход, водитель!

До массового внедрения автопилота на дорогах остались считанные годы

АвтоМирАвто

Право

Ваш выход, водитель!

Автопроизводители уверяют, что до массового внедрения автопилота на дорогах остались считанные годы. Стоит ли им верить?

Кто из нас не мечтал оказаться на месте главного героя фантастического фильма, который садится в машину футуристического дизайна, сообщает навигатору нужный адрес и погружается в собственные сюжетные дела, пока умный автомобиль везет его в пункт назначения? Уверен, что писатели-фантасты и киносценаристы, рисуя картинку будущего, и сами не подозревали, что воображаемый сюжет может воплотиться в жизнь в самое ближайшее время. За последние годы разработки в области автоматизированного управления продвинулись далеко вперед, и вот уже почти все автопроизводители заявляют о готовности выпустить на дороги полноценные беспилотники. Не стала, кстати, исключением и наша страна: автобусы и грузовые КамАЗы без водителя – это вовсе не показуха, а вполне себе реальные опытные образцы, как говорят, не отстающие от зарубежных разработок. Давайте попробуем понять, насколько близко подкралось к нам будущее и не пора ли выбрасывать водительское удостоверение.

На сегодня автопроизводители добрались до третьего уровня автопилотирования – машины справляются с автобанами, но перестроению и проезду перекрестков их пока еще учат

На самом деле проблем у разработчиков беспилотных технологий еще предостаточно. Если говорить о технике, то правда жизни такова, что даже самый современный компьютер со всем своим быстродействием и возможностью одновременно обрабатывать миллионы параметров, пока не научился думать, видеть и чувствовать как человек. Он может вести машину в идеальных условиях, но впадает в ступор, если встречает нелогичное поведение других водителей или пешеходов. Даже математическое описание всех возможных «сбоев матрицы» – нарушений ПДД окружающими, дефектов дорожной инфраструктуры, программных сбоев и прочих проблем, вносящих смуту в логически выстроенный электронным мозгом алгоритм, – это уже непростая задача. А можно ли в принципе научить компьютер распознавать планы другого участника движения по его повадкам, что с легкостью делает человеческий мозг? Не забываем также и про информационную безопасность, ведь вышедший из-под контроля грузовик превращается в опасность для сотен окружающих и, как показывают недавние события, оружие террориста. Но далеко не все упирается в технологии. Есть еще и правовой аспект, который здорово мешает разработчикам и маркетологам продвигать свои технологии. Дело в том, что и в международном праве, и в национальном законодательстве практически всех государств закреплены нормы, возлагающие на водителя обязанность полностью контролировать свое транспортное средство. Причем это отнюдь не декларативное требование, ведь за ним кроется глубокий смысл: именно на водителя ложится все бремя ответственности за форс-мажор в процессе движения и его последствия. Но если мы говорим о беспилотнике, то эта взаимосвязь отнюдь не очевидна. В свое оправдание владелец совершенно резонно заметит, что он выполнил все строго по инструкции, а за недоработки производителя он отвечать не собирается. И ведь трудно с ним не согласиться. Но беда в том, что и автопроизводители брать на себя ответственность тоже не готовы, ведь определенные функции управления, включая возможность взять его полностью на себя, у водителя все-таки остаются. Ну а если последствия аварии драматичны и речь идет об уголовном преследовании? Едва ли программист, писавший программное обеспечение для одного из блоков управления, согласится сесть в тюрьму, даже если его ошибка будет доказана.

Наконец, есть еще и этический аспект, в отношении которого у идеологов беспилотных технологий также пока нет вразумительного мнения. Скажем, если автомобиль оказывается в безвыходной ситуации и ДТП не избежать, но остается выбор: повернуть колеса в сторону бетонного забора или направить их на тротуар с пешеходами. Что выберет компьютер, и кто потом встанет на защиту правильности выбора? Ну и нельзя забыть и про такой важный аргумент, как удовлетворение потребности в самостоятельном управлении автомобилем: на Земле до сих пор живет немало людей, которые получают удовольствие от процесса вождения и вовсе не готовы отдать его бездушной железке, даже несмотря на возможность потратить освободившееся время на что-то более полезное. Что ж, получается, несмотря на постоянное муссирование этой темы не только в промышленных, но и во властных кругах, а также жадных до сенсаций СМИ, с таким, казалось бы, близким будущим придется повременить? Видимо, придется…

Системы автопилотирования требуют установки огромного количества датчиков разного типа
Так выглядит графическое изображение работы радаров, камер и лазерных сенсоров на автомобилях Volvo

Осадок остался

Вообще-то идея «прописать» автопилот на автомобиле преследует конечную цель повысить безопасность на дорогах, поскольку компьютер лишен эмоций и в идеале сможет сократить аварийность практически до нуля. Однако в жизни все намного сложнее. В частности, первое смертельное ДТП, произошедшее с автомобилем «Тесла» в мае прошлого года, не только здорово подпортило репутацию компании Илона Маска, но и дискредитировало саму идею беспилотника. Напомним, тогда продвинутый электромобиль шел в режиме автопилота, который на фоне яркого неба не заметил белую фуру, перегородившую дорогу, а потому не активировал торможение. В результате «Тесла» на полном ходу врезалась в прицеп, погубив владельца. Однако результаты расследования, основанные на данных «черного ящика», показали, что автопилот несколько раз предупреждал водителя о необходимости взять управление на себя, однако водитель сообщения проигнорировал. Это позволило снять претензии с изготовителя, но, как говорится, осадочек остался. В любом случае этот факт заставил еще раз переосмыслить идею автопилота как способа повысить безопасность на дорогах.

Теоретики сформулировали 5 уровней автономного вождения. Первый – когда водитель в любой момент должен быть готов взять управление, перехватив его, на пример, у адаптивного круиз-контроля. Пятый подразумевает, что водителю нужно только запустить систему и указать пункт назначения

Текст: Дмитрий Рощин
Фото: Nissan, Volvo


Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Шутки кончились Шутки кончились

Solano на российском рынке обосновался давно

АвтоМир, июнь'19
Черная водолазка. Отрывок из книги Черная водолазка. Отрывок из книги

«Сноб» публикует первые главы сборника рассказов журналистки Полины Санаевой

СНОБ, февраль'20
Обгоняя ожидания, двигаясь в будущее Обгоняя ожидания, двигаясь в будущее

На сегодня Haval F7 – это самый яркий протагонист китайского автопрома

Playboy, декабрь'19
Как быстро сварить овощи в микроволновке – правильное питание без усилий Как быстро сварить овощи в микроволновке – правильное питание без усилий

Приготовление овощей в микроволновке сэкономит массу времени

Cosmopolitan, февраль'20
Любовь не в тренде Любовь не в тренде

Как цифровой век меняет привычные представления

Огонёк, февраль'20
Ваше идеальное тело: Программа лояльности Ваше идеальное тело: Программа лояльности

Цифра на весах — больше не показатель ваших успехов в спортзале

Glamour, февраль'20
Российский истребитель 5-го поколения: лучший в мире? Российский истребитель 5-го поколения: лучший в мире?

В чем особенности истребителя 5-го поколения по сравнению с другими машинами?

Популярная механика, февраль'20
8 частей тела, которые ты моешь недостаточно тщательно (угадали?) 8 частей тела, которые ты моешь недостаточно тщательно (угадали?)

Ты не грязнуля, мы все так делаем!

Playboy, февраль'20
Эмилия Кларк: горячие фото матери драконов из «Игры престолов» Эмилия Кларк: горячие фото матери драконов из «Игры престолов»

Перед тобой Дейнерис во всей красе

Playboy, февраль'20
Лучшие фильмы о любви на Лучшие фильмы о любви на

Подборка самых романтичных фильмов ко Дню всех влюбленных

Cosmopolitan, февраль'20
Как заработать 120 млн рублей на разряженных телефонах. Бизнес-план «Бери заряд!» Как заработать 120 млн рублей на разряженных телефонах. Бизнес-план «Бери заряд!»

Основатель сервиса по аренде зарядных устройств для гаджетов отвечает на вопросы

Forbes, февраль'20
Любовь и пытки: День святого Валентина и дело «Сети» Любовь и пытки: День святого Валентина и дело «Сети»

Мы живем, любим, обсуждаем сплетни или кинопремию в стране, где пытают людей

СНОБ, февраль'20
Акции в небесах, нефть на дне Акции в небесах, нефть на дне

Мировые фондовые рынки решили, что вопрос коронавируса исчерпан

Эксперт, февраль'20
Как говорить с ребенком об опасных людях Как говорить с ребенком об опасных людях

Как рассказать ребенку об ужасах и опасностях, не запугав его

Psychologies, февраль'20
«Изучая иностранный язык, мы можем менять свой характер» «Изучая иностранный язык, мы можем менять свой характер»

Полиглот Дмитрий Петров объясняет, как легко снять языковой барьер

Psychologies, февраль'20
Иерархия обид для терпеливого народа. Почему нас заботят глупые скандалы Иерархия обид для терпеливого народа. Почему нас заботят глупые скандалы

Граждан России приучают возмущаться и обижаться на мелкие глупости

СНОБ, февраль'20
Как омский «Титан» остался без бизнеса в Казахстане и что мешает воссоздать его в России Как омский «Титан» остался без бизнеса в Казахстане и что мешает воссоздать его в России

Владелец омского «Титана» лишился высокотехнологичного бизнеса

Forbes, февраль'20
Фемида против Бахуса: всемирная история борьбы с алкоголем Фемида против Бахуса: всемирная история борьбы с алкоголем

Цивилизация боролась с алкоголем хитростью и законами, но спирт все пережил

Maxim, февраль'20
Изменения в Основной закон получили социологическую базу Изменения в Основной закон получили социологическую базу

ВЦИОМ изучил отношение населения к президентским поправкам в Конституцию

РБК, февраль'20
Алишер Усманов оказался покупателем рукописи основателя олимпийского движения за $8,8 млн Алишер Усманов оказался покупателем рукописи основателя олимпийского движения за $8,8 млн

Российский миллиардер оказался покупателем рукописи манифеста Пьера де Кубертена

Forbes, февраль'20
Полет нормальный Полет нормальный

Все, чем живет мировой балет, можно будет увидеть этой весной в Москве

Vogue, февраль'20
Как правильно выбрать беговую дорожку для дома Как правильно выбрать беговую дорожку для дома

Пробежка – один из лучших способов сохранять спортивную фигуру

CHIP, февраль'20
Реальный Ретт Батлер бил жену: как Митчелл сделала из мужа-абьюзера героя романа Реальный Ретт Батлер бил жену: как Митчелл сделала из мужа-абьюзера героя романа

Она написала красивую сказку об идеальном мужчине

Cosmopolitan, февраль'20
Кристофер Бакли: Охотник за судьями Кристофер Бакли: Охотник за судьями

«Сноб» публикует первую главу романа

СНОБ, февраль'20
Как заправить газовую зажигалку: самая простая пошаговая инструкция Как заправить газовую зажигалку: самая простая пошаговая инструкция

Пора освоить новый полезный скилл

Playboy, февраль'20
Как понять, что вы растворились в отношениях Как понять, что вы растворились в отношениях

Общаясь с кем-то, мы порой чувствуем, что теряем самих себя

Psychologies, февраль'20
Умер всемирно известный таскер Тим: слон с огромными бивнями Умер всемирно известный таскер Тим: слон с огромными бивнями

Животное скончалось от естественных причин в возрасте 50 лет

National Geographic, февраль'20
ТУ-95МС: ракетоносец ядерной триады ТУ-95МС: ракетоносец ядерной триады

ТУ-95МС часто называют «Медведем»

Популярная механика, февраль'20
Ребалансинг: как излечить тело с помощью телесных практик Ребалансинг: как излечить тело с помощью телесных практик

Когда официальная медицина бессильна, тяжело не сдаться и не смириться

Psychologies, февраль'20
Конституционная неопределенность Конституционная неопределенность

Можно ли усовершенствовать Основной закон страны по закону и здравому смыслу

Эксперт, февраль'20