ОСАГО через спутник

Прошел год как наличие «ЭРА-ГЛОНАСС» стало обязательным для всех новых моделей

АвтоМирАвто

ОСАГО через спутник

Прошел год с того момента, как наличие на борту терминала «ЭРА-ГЛОНАСС» стало обязательным условием для всех новых моделей автомобилей, выходящих на российский рынок. C 1 января 2018 года системой собирались пользоваться страховщики для сбора информации об авариях. Но не вышло

Текст: Вадим Рощин

C 1 января 2018 года жизнь российских автовладельцев в части оформления аварий по «европротоколу» должна была стать еще прекрасней и проще. Планировалось, что начиная с первого дня нового года, все данные о ДТП, полученные с помощью терминалов «ЭРА-ГЛОНАСС», станут поступать в единую базу Российского союза автостраховщиков (РСА). По первоначальной идее проекта, информация, переданная с помощью системы ГЛОНАСС, должна была облегчить жизнь как страховщикам, так и автовладельцам.

Страховщики получали бы точные данные о месте, времени и обстоятельствах аварии, которые практически невозможно скорректировать. А клиенты страховых компаний при фиксации аварии с помощью «ЭРЫ» и оформлении ее без вызова сотрудников ГИБДД могли бы рассчитывать на увеличенный до 400 000 рублей лимит возмещения ущерба. Новая совместная инициатива освещалась в СМИ, но новогодние праздники прошли, а система так и не заработала. И речь идет не столько о возможности оформить аварию с применением данных ГЛОНАСС, пока что не удалось наладить даже процесс передачи информации с терминалов в автомобилях в единую базу.

Законодательные преграды

Идея использования данных «ЭРА-ГЛОНАСС» для фиксации и подробного анализа обстоятельств аварий не нова. Редакция закона об ОСАГО, которая предусматривает такую возможность, вступила в силу еще в августе 2014 года. Однако тот документ не содержал подробных технических требований к устройствам, которые могли бы собирать информацию для страховщиков. Они должны были быть установлены отдельно правительством РФ.

Отсутствие технических требований и стало первым серьезным препятствием на тернистом пути нового проекта. Для того, чтобы страховщики могли использовать полученные данные, устройства контроля, установленные на автомобиль, должны в автоматическом режиме фиксировать время и точные координаты аварии. Обычное устройство вызова экстренных оперативных служб, которое устанавливается на многие новые автомобили производителями, данные о ДТП, необходимые для урегулирования по «европротоколу», не передает.

Поэтому авторы инициативы, АО «ГЛОНАСС» и Российский союз автостраховщиков (РСА), разработали стандарты, в которых описаны требования к самим приборам, методам их тестирования и к протоколам передачи данных. Эти стандарты были утверждены соответствующим приказом Росстандарта еще в середине прошлого года, а 1 января 2018 года этот приказ вступил в силу. Но одного этого оказалось недостаточно, чтобы запустить систему.

Как рассказали в пресс-службе РСА, камнем преткновения стало отсутствие постановления правительства, в котором содержались бы ссылки на действующие стандарты. Пока его нет – требования к оборудованию не имеют никакой силы.

– В настоящее время проект постановления правительства РФ, который со ссылками на стандарты был подготовлен АО «ГЛОНАСС», согласован РСА, не поддержан в Минтрансе России. Это означает, что «узаконивания» стандартов не произошло, их положения и требования с 1 января не становятся обязательными, и вопрос о том, какое же оборудование нужно, чтобы надежно и без ошибок зафиксировать факт ДТП, остается по-прежнему открытым, – сообщили в пресс-службе Союза.

Это подтвердили и в прессслужбе АО «ГЛОНАСС»:

– Новой редакции постановления правительства со ссылкой на ГОСТы пока нет, – рассказали в пресс-службе.

В Минтрансе не смогли оперативно ответить на запрос «АвтоМира».

Устройство, установленное в автомобиле, в момент аварии фиксирует множество параметров – дату и время ДТП, координаты машины, направление и скорость движения, а также показатели замедления или ускорения транспортного средства при столкновении

Как это работает

Разработчики системы из АО «ГЛОНАСС» утверждают, что с технической стороны ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» полностью готова передавать информацию. То есть с этим сложностей нет. Однако кроме законодательных препон есть и другие проблемы – чисто экономические. Для полноценного запуска проекта необходимо активное участие в нем производителей специальных устройств, которых пока нет на рынке.

Наладить массовый выпуск устройств, соответствующих стандартам, вступившим в силу с 1 января, не так уж и сложно. Представители производителей подобного оборудования, участвовавшие в обсуждениях проекта, неоднократно заявляли, что могут поставлять такие устройства на рынок, был бы спрос. В теории до 2020 года потребность рынка могла бы составить примерно 5 000 000 штук.

Оснастить подобным прибором свою машину сможет любой автовладелец. Также аналогичным функционалом могут быть снабжены устройства вызова экстренных оперативных служб, установленные на автомобиль на конвейере. Данные, зафиксированные техническим средством контроля (ТСК), могут быть использованы при урегулировании страхового случая по ОСАГО. Тогда потерпевший в случае оформления документов о ДТП по «европротоколу» получит страховую выплату в пределах общего лимита в 400 000 рублей – это намного больше, чем при привычном оформлении без вызова сотрудников ГИБДД.

По задумке инициаторов проекта, повышение максимального размера возмещения стимулирует автовладельцев чаще пользоваться «европротоколом», что поможет им сэкономить личное время и уменьшит количество пробок на дорогах. Сам процесс проще не станет – участник ДТП по-прежнему должен будет сделать фотографии автомобилей и их повреждений на месте аварии: эти снимки необходимо увидеть страховщику. Оформление извещения на бланке тоже не отменяется – согласие водителей с обстоятельствами ДТП и повреждениями машин должно быть зафиксировано. Кстати, закон об ОСАГО в части «европротокола» вновь изменился. Как именно – читайте в этом же номере «АвтоМира» на странице 46.

Устройство, установленное в автомобиле, в момент столкновения фиксирует множество параметров – дату и время ДТП, координаты машины, направление и скорость движения, а также показатели замедления или ускорения транспортного средства при аварии. Передавать эту информацию страховщику ТСК может с помощью мобильного Интернета – каждый прибор оснащен сим-картой. Данные поступят в общую систему АИС ОСАГО и будут храниться на сервере РСА до момента обращения пострадавшего в страховую компанию. Таким образом страховщик вместе с уже привычными для «европротокола» документами получит автоматически зафиксированные данные о ДТП. Их очень сложно подделать, что служит надежной защитой от мошенничества, связанного с имитацией аварий. Поэтому скорейший ввод новой системы в строй, конечно, выгоден страховым компаниям – она защитит их от необоснованных выплат по тем ДТП, которые фактически не происходили.

В РСА говорят, что с помощью ГЛОНАСС страховщики смогут получать детализированную информацию о манере вождения каждого конкретного клиента, что отразится на цене страховки. Коснется это, правда, только добровольного страхования каско, для тарификации ОСАГО эти данные применять не планируется

Всевидящий ГЛОНАСС

Предполагается, что функционал бортовых ТСК со временем будет расширяться. Так, в РСА говорят, что с помощью ГЛОНАСС страховщики смогут получать детальную информацию о манере вождения каждого конкретного клиента, что отразится на цене страховки. Коснется это, правда, только добровольного страхования каско, для тарификации ОСАГО эти сведения применять не планируется. Кроме того, обширные возможности системы заинтересовали не только страховщиков.

– Автопроизводители серьезно задумались о том, какие еще дополнительные услуги, кроме «европротокола», может получить владелец купленного у них автомобиля, используя уже установленное оборудование. Поэтому мы рассчитываем, что в ближайшее время на конвейере будут устанавливаться многофункциональные устройства, которые как минимум будут реализовывать функции вызова экстренных оперативных служб, «европротокола» и мониторинга транспорта, – рассказал генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Андрей Жерегеля.

Снова уверяют, что ждать осталось недолго – вполне возможно, что передача данных с терминалов «ЭРАГЛОНАСС» страховщикам начнется уже в этом году. В РСА надеются на 1 июня 2018 года – дату вступления в силу поправок в закон об ОСАГО, принятых Госдумой незадолго до Нового года. Эти нововведения предусматривают альтернативное применение технических средств, установленных на автомобилях и соответствующих определенным требованиям.

Представители АО «ГЛОНАСС» более оптимистичны – по их информации согласование новой редакции постановления правительства со ссылкой на требования к ТСК должно завершиться в ближайшее время. Также в компании отметили, что сами приборы для передачи данных пока что производятся мелкосерийно, поэтому в продаже их нет. Но в АО «ГЛОНАСС» ожидать появления этих устройств на рынке стоит во втором квартале 2018 года.

Количество случаев оформления ДТП по «европротоколу» в России (% от общего количества водителей, оформлявших аварии)

Источник данных – Российский союз автостраховщиков

Фото: Кирилл Каллиников, Максим Богодвид/РИА «Новости»; Кекяляйнен Андрей/Фотобанк ЛОРИ; Юрий Смитюк, Кирилл Кухмарь/ТАСС

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Продажи начались! Продажи начались!

Российский рынок стал первым для кросс-купе Renault

АвтоМир
Райская птица – красавица родом из России Райская птица – красавица родом из России

В России можно увидеть птицу, не уступающую тропическим по красоте

National Geographic
Автомобиль года: час быка Автомобиль года: час быка

Лучший роскошный автомобиль года и ещё пять претендентов на место в вашем гараже

Robb Report
Патриарх Иван Ильич, крепостная Брежнева и императрица Катюша Патриарх Иван Ильич, крепостная Брежнева и императрица Катюша

Сергей Ходнев о приключениях русских фамилий и обстоятельств в сериале «Великая»

Weekend
Cемейный кризис: «У нас все хорошо?» Cемейный кризис: «У нас все хорошо?»

Приехав в Петербург на несколько дней, я встретился со старинной приятельницей

Psychologies
Курит, пьет и скрывается: неожиданные факты о Леонардо ДиКаприо Курит, пьет и скрывается: неожиданные факты о Леонардо ДиКаприо

Несколько малоизвестных фактов о Леонардо ДиКаприо

Cosmopolitan
В Чили обнаружили древнейшие ясли больших белых акул В Чили обнаружили древнейшие ясли больших белых акул

Находка важна для сохранения этого вида

National Geographic
Связать и измерить Связать и измерить

Квантовые технологии обладают огромным потенциалом

N+1
«Не твоя, вот и бесишься»: 8 западных звезд, которые не нравятся нашим мужчинам «Не твоя, вот и бесишься»: 8 западных звезд, которые не нравятся нашим мужчинам

Кому из голливудских красавиц досталось от российских кинозрителей?

Cosmopolitan
Программа на восстановление Программа на восстановление

Как восстановить потерянный бьюти-баланс?

Здоровье
Фильмы 1945-го: какие картины показывали в год Победы и почему они изменили советский кинематограф Фильмы 1945-го: какие картины показывали в год Победы и почему они изменили советский кинематограф

Хроника кинопремьер военных лет

СНОБ
На гостиничном рынке грядет смена собственников отелей На гостиничном рынке грядет смена собственников отелей

Что ждет гостиничный рынок к концу 2020 года

Эксперт
Свободный художник Свободный художник

Актриса Дарья Руденок о своем ярком образе в сериале «257 причин, чтобы жить»

OK!
Кажется, я его не люблю... Кажется, я его не люблю...

Надо ли осуждать тех матерей, чьи чувства к детям «молчат»?

Лиза
Учебник английского языка: самые распространенные ошибки в английском языке Учебник английского языка: самые распространенные ошибки в английском языке

25 ошибок, которые чаще всего допускают в английском языке

Esquire
Чёрная смерть Чёрная смерть

До XX века эпидемия чумы превосходила самые кровопролитные конфликты

Дилетант
Ричард Докинз: Высокомерие религии, скромность науки и интеллектуальное и нравственное бесстрашие атеизма Ричард Докинз: Высокомерие религии, скромность науки и интеллектуальное и нравственное бесстрашие атеизма

Отрывок из дискуссии интеллектуалов о вере, атеизме, религии и многом другом

СНОБ
Древесные кенгуру: сумчатые, забравшиеся на деревья Древесные кенгуру: сумчатые, забравшиеся на деревья

Удивительный гибрид кенгуру, коалы, ленивца и медведя

National Geographic
Музыка тёмной материи: можно ли услышать “песню” невидимой Вселенной Музыка тёмной материи: можно ли услышать “песню” невидимой Вселенной

Что особенного в темной материи?

Популярная механика
10 необычных психических расстройств 10 необычных психических расстройств

За странностями в поведении может скрываться вполне реальный диагноз

Популярная механика
Ирина Основина: «Не терплю, когда называют артисткой» Ирина Основина: «Не терплю, когда называют артисткой»

Узнавать на улицах ее стали после выхода на экраны фильма Александра Рогожкина

Караван историй
7 признаков эмоциональной зависимости в отношениях (и как с этим бороться) 7 признаков эмоциональной зависимости в отношениях (и как с этим бороться)

Вот несколько признаков, что ты перегибаешь палку в своих отношениях

Playboy
Тихая пандемия Тихая пандемия

Почему целоваться опасно и кто такие Эпштейн и Барр

N+1
«Синтезатор норимаки»: в Японии создали устройство, имитирующее вкус любой еды «Синтезатор норимаки»: в Японии создали устройство, имитирующее вкус любой еды

Сладкий, но бескалорийный обман

National Geographic
Герой без маски Герой без маски

Карантинную историю с актером Леонидом Бичевиным мы сняли в режиме самоизоляции

OK!
Рассказ «Коконопряды» Теннесси Уильямса, который был опубликован в Esquire и лег в основу его последней пьесы Рассказ «Коконопряды» Теннесси Уильямса, который был опубликован в Esquire и лег в основу его последней пьесы

Рассказ «Коконопряды» Теннесси Уильямс написал в середине сороковых

Esquire
Карантин как повод для бунта Карантин как повод для бунта

В Российской империи попытки борьбы с эпидемиями могли быть для власти опасными

Дилетант
Возобновляемая энергия в России может стать дешевле традиционной Возобновляемая энергия в России может стать дешевле традиционной

Стоимость «зеленого» киловатт-часа дешевеет из-за развития технологий

National Geographic
Виктимология: существует ли наука, которая учит нас не быть жертвами? Виктимология: существует ли наука, которая учит нас не быть жертвами?

Что такое виктимология и поможет ли её изучение женщине не стать жертвой насилия

Cosmopolitan
Дрель и клятва Гиппократа: где и как учились самые перспективные молодые россияне Дрель и клятва Гиппократа: где и как учились самые перспективные молодые россияне

Университетские приключения участников рейтинга Forbes «30 до 30»

Forbes
Открыть в приложении