Введут ли ответственность за опасное вождение?

АвтоМирАвто

Опасный момент! Штрафной!

Введут ли ответственность за опасное вождение?

Алексей Лучников

Недавно главный постовой страны Михаил Черников в одном из интервью заявил, что в его ведомстве определились с ответственностью за так называемое «опасное вождение». Тем самым он заметно всколыхнул медиапространство, а за ним и водительское сообщество. Спешим успокоить автовладельцев: генерал лишь напомнил – он не оставляет надежду на то, что в скором времени депутаты все же определятся с санкцией за это нарушение. Давайте-ка вспомним историю вопроса.

Что такое опасное вождение?

Понятие «опасное вождение» появилось в российских Правилах дорожного движения 2,5 года назад с подачи тогдашнего первого вице-премьера Игоря Шувалова. Оно выражается в «неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба».

Под громоздкой формулировкой кроется простая суть. Для признания поведения водителя опасным нужно соблюдение двух признаков: неоднократность нарушений в течение ограниченного периода времени и находящееся с ней в причинно-следственной связи создание опасности для движения.

ПДД для наказания – мало

Для того, чтобы наказывать за плохие манеры на дороге, одного лишь определения в ПДД недостаточно. Надо бы еще дополнить КоАП РФ соответствующим составом правонарушения и, как вы догадались, санкцией.

Законопроект был подготовлен Правительством и внесен в Государственную Думу в том же – 2016-м – году. Документ предусматривает наказание для агрессивных водителей в виде штрафа в размере 5000 рублей. Проект был рассмотрен депутатами в первом чтении, но потом лег «под сукно». Дума прежнего созыва так его и не приняла, а у новых народных избранников, видимо, нашлись дела поважнее. Да и стоит ли торопиться?

По нашему мнению – нет! Это не означает, что проблемы не существует. Действенный инструмент для обуздания «мажоров» и просто дорожных хамов необходим. Вот только решение сугубо регулятивными мерами едва ли приведет к успеху. Ведь, несмотря на непрекращающуюся дискуссию, даже дорожная полиция не может вразумительно сказать, как именно фиксировать и рассматривать это правонарушение.

Во-первых, для того, чтобы предъявить нарушителю его вызывающее поведение, нужно запастись необходимыми доказательствами. А как их получить, если процесс должен быть зафиксирован в динамике? Выходит, чтобы засвидетельствовать неоднократность нарушений и создаваемую ими опасность для других, придется повторять действия нарушителя.

Второе, и, пожалуй, главное: определение опасного вождения почти полностью состоит из оценочных понятий, которые разными участниками движения могут толковаться по-разному. Одному показалась дистанция маленькой, другому нормальной, один счел торможение неоправданно резким, другой всегда так останавливается.

Наконец, есть и формальное замечание: зачем запрещать совокупность неоднократных действий, если каждое из них по-отдельности уже запрещено ПДД, а для нарушителей в КоАП предусмотрены необходимые санкции? Быть может, достаточно просто начать наказывать водителей за те же «шашки», «подрезания», резкие маневры и прочие характерные для такой манеры вождения действия?

Увы, нормотворцы не захотели прислушаться к голосу разума и пошли на поводу у так называемых «экспертов», кивающих в сторону западных стран, где за агрессивное поведение действительно наказывают строго по одному только слову полицейского. Но что-то подсказывает, что не доросли мы еще до той степени доверия представителю власти, чтобы проецировать зарубежный опыт на российские реалии.

Антинародный инспектор

Фиксировать опасное вождение может помочь другой законопроект, который тоже прошел первое чтение в Госдуме и на этом остановился. Речь об инициативе российского Правительства придать правовой статус так называемому «народному инспектору» – приложению для смартфонов и прочих мобильных устройств, которое позволит гражданам, зарегистрировнным на портале государственных и муниципальных услуг (это нужно для идентификации личности), фиксировать на свои гаджеты нарушения, допущенные другими участниками движения, и направлять их в компетентные органы для рассмотрения и рассылки нарушителям «писем счастья». Даже если вынести за скобки моральную сторону подобного «стукачества», обсуждаемую в этом контексте чаще всего, для реализации идеи потребуются колоссальные деньги. Необходимо создать целую инфраструктуру для обработки пришедших сообщений, нанять людей, которые будут рассматривать весь этот вал, и, наконец, обеспечить справедливость принимаемых решений. Уверенности, что все это удастся, нет ни у депутатов, ни у исполнительной власти. Не потому ли законопроект буксует?

Фото: Екатерина Квашенкина; tostphoto/Fotolia.com; Зыков Кирилл/Агентство городских новостей «Москва»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Новости недели Новости недели

Самые значимые новости из автомобильного мира на этой неделе

АвтоМир
10 неожиданных вопросов Кате Гусевой 10 неожиданных вопросов Кате Гусевой

Расспросили королеву ремиксов Катю Гусеву о вере в приметы и любви к собакам

VOICE
Курс пикапа Курс пикапа

Россия как Америка — на примере пикапа GWM Poer

Автопилот
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Ну и дела… Ну и дела…

Считается, что нашумевшее в свое время «рыбное дело» началось с казуса...

Дилетант
Дейнотерий – слон с берегов Дона Дейнотерий – слон с берегов Дона

Слоны – одни из самых стабильных в эволюционном плане животных...

Наука и техника
Банановые перспективы российских субтропиков Банановые перспективы российских субтропиков

Инвесторы хотят импортозаместить экзотические фрукты

Агроинвестор
Опять и опять «Назад в будущее» Опять и опять «Назад в будущее»

Краткая история ленты «Назад в будущее», вырастившей последнее поколение XX века

Weekend
Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист Александр Лабас: не авангардист, не соцреалист

Голос А. Лабаса — сложный, полифоничный, подчас ускользающий от прямых смыслов

Монокль
Москва на экране Москва на экране

Почему регионы готовы доплачивать за съемки фильмов на своей территории

Эксперт
Эра литий-ионных аккумуляторов Эра литий-ионных аккумуляторов

Почему ученые трудятся над тем, чтобы повысить безопасность батареек

Наука и техника
Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть Мурат Абулкатинов: Не надо пытаться быть больше, чем ты есть

Режиссер Мурат Абулкатинов — о том, что ему нравится в шекспировской драматургии

Ведомости
Как Ленин дэвов побеждал Как Ленин дэвов побеждал

Какие отпечатки оставили на народах России события на рубеже XIX и XX веков

Дилетант
Мир экзопланет: самые странные экзопланеты Мир экзопланет: самые странные экзопланеты

Как появляются пульсарные планеты, планеты-зомби и бланеты

Наука и техника
Откуда что пошло на флоте Откуда что пошло на флоте

Повседневная жизнь на парусном военном корабле XVIII века

Наука и техника
Что следует знать начинающему инвестору Что следует знать начинающему инвестору

Что надо знать, когда планируете начать инвестировать?

Наука и техника
15 уроков периода высоких ставок глазами банкира 15 уроков периода высоких ставок глазами банкира

Что мы поняли за годы высоких ставок?

Ведомости
Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат

Мы приезжаем в музей смотреть не на экспонаты, а внутрь себя

Знание – сила
Сезон слабого зернового экспорта Сезон слабого зернового экспорта

Основная причина сокращения поставок зерна по итогам сезона 2024/25

Агроинвестор
Сеньоры на потоке Сеньоры на потоке

Зачем Минцифры запускает новые программы подготовки IT-кадров

Ведомости
Автономный шестилапый робот «MICROBRO» Автономный шестилапый робот «MICROBRO»

Как создать ровер, который сам везет ваш багаж туда, куда вам нужно?

Наука и техника
Дорогой инноваций Дорогой инноваций

Что изменит высокоскоростная магистраль Москва — Санкт-Петербург

Эксперт
Есть ли у Европы армия Есть ли у Европы армия

О потенциале собственной армии Евросоюза и перспективах ее участия вне НАТО

Монокль
Весна императора Весна императора

Цезарь — политик-хищник, с чьим именем неотрывно связана Римская империя

Знание – сила
Золотой век английской карикатуры Золотой век английской карикатуры

«Отечество карикатуры и пародии» — об Англии Георгианской эпохи

Дилетант
Культура всегда со страной Культура всегда со страной

Разговор с директором Эрмитажа о роли, которую играют сейчас музеи

Знание – сила
Земля на стыке гипотез Земля на стыке гипотез

Земля в процессе своего развития расширялась или сжималась?

Знание – сила
Стимулы вместо принуждения Стимулы вместо принуждения

Чем биржевая торговля сельхозпродукцией может быть интересна бизнесу

Агроинвестор
«Мы уже не живем в своей колыбели» «Мы уже не живем в своей колыбели»

Чем дышит и живет Институт космических исследований РАН?

Знание – сила
Узорочье древних славянок Узорочье древних славянок

Древняя мода: как выглядела одежда на Руси до XIII века

Знание – сила
Открыть в приложении