Изучаем законодательные новации, которые ожидают автомобилистов в 2018 году

АвтоМирАвто

Куда идет дорожное движение?

Изучаем законодательные новации, которые ожидают автомобилистов в 2018 году

Текст: Алексей Лучников

Дорожное движение во многом проецирует на себя нашу жизнь. Экономические, социальные и даже политические процессы в том или ином виде находят свое отражение и на дороге. Поэтому чтобы понять, что в реальности происходит с государством и обществом, достаточно просто выйти из дома, а еще лучше – сесть за руль. Стало ли здоровее общество? Нам кажется, да, пусть это заметно и не всем.

Изменения видны не только в количестве и качестве транспорта, но и в более уважительном отношении людей друг к другу. Многие поспорят и, наверное, по-своему тоже будут правы: иногда складывается впечатление, что градус ненависти повышается. Факт это или просто следствие массового распространения видеорегистраторов и соцсетей – вопрос пока открытый.

Тем не менее, объективно дороги стали безопаснее, о чем свидетельствует как официальная статистика, так и наблюдения воочию. Безусловно, не последнюю роль в этом сыграли и экономические трудности, и общее замедление трафика Изучаем законодательные новации, которые ожидают автомобилистов в 2018 году из-за пробок, и более совершенные в плане безопасности машины.

Но и целенаправленные действия власти отрицать тоже глупо. Повышение штрафов и распространение средств автоматического контроля позволило обуздать многих нарушителей. Средства разделения встречных потоков, включая недорогие тросовые ограждения, уберегли многих от выезда на встречную полосу и самых тяжелых столкновений, а пешеходов – от перехода проезжей части в неположенном месте.

Так или иначе, власть в последнее время все больше внимания уделяет дорожному движению, видя в нем как угрозу экономике – по данным экспертов, дорожно-транспортный травматизм стоит казне от 1,5 до 2% ВВП, – так и способ пополнить бюджет за счет налогов, акцизов и штрафов. Почуяв в этом деле вкус, ни законодательная, ни исполнительная власти не собираются останавливаться на достигнутом. Что же нас ждет в наступившем году и как планируемые нововведения повлияют на нашу жизнь?

Бизнес на крови

Пожалуй, наиболее принципиальным для рядового водителя можно считать законопроект, который предусматривает передачу полномочий по рассмотрению дел о дорожных правонарушениях, зафиксированных автоматическими камерами, от федеральной полиции в ведение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Это означает, что оформление и рассылку «писем счастья» будет осуществлять не ГИБДД, а субъектовые администрации. Для этого им достаточно будет официально заключить соответствующее соглашение с МВД России. С одной стороны, определенная логика в этом есть, ведь камеры приобретаются за счет субъекта, да и деньги от штрафов идут в региональный бюджет. К тому же ГИБДД не всегда справляется с потоком материалов, приходящих с камер. Но в этом же кроется и главная опасность: ведь власть рассматривает фотовидеофиксацию не как способ сделать дороги безопаснее, а как инструмент для ощутимого пополнения бюджета. Грубо говоря, чем больше нарушают, тем чиновнику лучше. МВД же, при всех его недостатках, отвечает именно за безопасность дорожного движения и к тому же, получая финансирование из федерального бюджета, кровно никак не заинтересовано в пополнении регионального бюджета.

Как только все в свои руки возьмут субъекты федерации, есть риск, что это благое по своей сути дело превратится в очередной бизнес-проект. Это значит, что камеры станут ставить не там, где есть проблемы, а там, где они позволят собрать больше денег. Кроме того, прямо заинтересованные в пополнении бюджета власти не будут заморачиваться с отбраковкой снимков с плохо читаемыми номерами или отменой постановлений, вынесенных в спорных ситуациях, действуя под лозунгом: если не согласны – идите в суд. Наглядно продемонстрировала это Москва, которая в течение нескольких лет уже реализует аналогичный алгоритм, рассылая направо и налево штрафы за нарушение требований знаков, запрещающих остановку и стоянку. То, что в этой структуре творится полное беззаконие, увы, никого не настораживает. После внесения поправок в КоАП такая возможность распространится на все субъекты Российской Федерации и на любые другие нарушения ПДД, которые можно зафиксировать камерой.

Рассылку «писем счастья» законодатели собираются передать от полиции властям субъектов федерации. В этом кроется риск, что камеры будут ставить не там, где это нужно для безопасности движения, а в тех местах, где можно больше наловить

На сегодняшний день законопроект уже прошел первое чтение в Государственной Думе и готовится ко второму. Шансы на то, что он увидит свет именно в наступившем году, очень высоки.

Стукачество возвращается

Следующее решение, которое тоже грозит радикальным образом изменить жизнь простых автомобилистов – законопроект, получивший неофициальное название «народный инспектор». Суть его в том, что он открывает двери для массового «стукачества» участников движения друг на друга. Достаточно будет скачать на мобильное устройство специальное приложение, с помощью которого можно фиксировать нарушения ПДД другими водителями и отправлять информацию органам власти, на основе чего нарушителю будут приходить «письма счастья». Для того, чтобы сообщение не выглядело анонимным, использование приложения будет доступно только для зарегистрировавшихся на портале государственных и муниципальных услуг и прошедших соответствующую авторизацию.

Приложения, позволяющие сообщать властям о нарушениях ПДД, совершенных другими водителями, уже работают в ряде регионов. Но для того, чтобы их применение стало законным, необходимо скорректировать КоАП. Есть вероятность, что в наступившем году инструменты для дорожного «стукачества» будут введены повсеместно

К чему это приведет, сказать пока трудно. С одной стороны, это может положительным образом сказаться на дисциплине на дороге. Но есть и минусы. Так, вкупе с упомянутой выше передачей полномочий по вынесению штрафных постановлений органам власти субъектов Российской Федерации есть немалая вероятность того, что местные чиновники не будут забивать себе голову проверкой и детальным анализом сообщений, штрафуя всех без разбора и обрекая их на поиски правды в суде. Хорошо, если один из десяти добьется справедливости, а остальные девять либо погрязнут в судебных разбирательствах, либо заплатят сразу, предпочитая не связываться с неповоротливой административной и судебной системой. Есть и более прозаические причины, которые не позволят заработать системе так, как она задумана. Например, невозможность существующих информационных систем «переварить» трафик данных, который ляжет на них и, в конечном счете, их и обрушит. Где взять персонал, который займется этой работой, тоже пока неясно.

С другой стороны, аналогичные приложения уже работают в ряде регионов, включая Москву и Татарстан, и постепенно набирают обороты. К слову, пока не скорректирован КоАП, они совершенно незаконны, что не мешает властям отчитываться об их эффективности. Возвращаясь к законопроекту, немалый шанс на его принятие есть в этом году. Но, учитывая потенциальный резонанс, случится это никак не раньше президентских выборов.

Нарушать становится накладно

Что уж точно появится в ближайшее время, так это ответственность за так называемое «опасное вождение». Оно выражается в «неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба».

Формулировка «опасное вождение» была введена в ПДД еще в 2016 году, но мера наказания за него пока так и не определена. К рассмотрению законопроекта с соответствующими поправками в КоАП обещают вернуться весной

Само понятие появилось в ПДД еще в 2016 году, но с введением санкций власть не торопилась. Законопроект с поправками в КоАП РФ внесен в Госдуму почти год назад, но, пройдя первое чтение, до сих пор так и не принят. По всей видимости, нарушителям будет грозить штраф в сумме пяти тысяч рублей. Но как он будет работать в действительности, учитывая, мягко говоря, весьма неоднозначную трактовку «опасного вождения», предсказать пока трудно. Видимо, без перегибов не обойдется.

«Прицепом» к этим поправкам в КоАП идет еще один законопроект, продвигаемый правительством и предусматривающий повышенную ответственность за систематические нарушения ПДД: совершение трех нарушений в течение года повлечет лишение прав или крупный денежный штраф. Это некий аналог действующей во многих странах системы, когда за совершенные нарушения начисляется или, наоборот, списывается определенное количество баллов. По достижении критической суммы водителя лишают прав. Таким образом обеспечивается дифференцированное наказание для злостных нарушителей дорожного порядка. Пройдя первое чтение, документ так и «завис» в Госдуме. К его рассмотрению вернутся весной.

Европротокол в массы

Летом автомобилисты смогут прочувствовать на себе изменения в системе страхования гражданской ответственности, позволяющие полностью отказаться от услуг полиции в оформлении документов о дорожно-транспортных происшествиях с участием двух транспортных средств при условии, что нет пострадавших. Взамен разбирательству в ГИБДД предлагается процедура так называемого европейского протокола, когда гражданский спор по поводу причиненного ущерба улаживается страховыми компаниями. Сделано это путем исключения из закона об ОСАГО взаимного согласия участников ДТП в оценке обстоятельств происшествия как одного из обязательных условий для европротокола. Иными словами, разбираться, кто прав, а кто виноват, предлагается страховым компаниям самостоятельно. Одновременно повышается лимит страховой выплаты для подобных случаев до 100 тысяч рублей и расширяются возможности водителей для фиксации обстоятельств с помощью специального мобильного приложения «ДТП. Европротокол», которое, к слову, существует уже сейчас и доступно для скачивания для основных операционных систем. Его заказчик – Российский союз автостраховщиков.

Для фиксации обстоятельств ДТП без привлечения полиции уже сейчас доступно официальное мобильное приложение «ДТП. Европротокол». Оно разработано по заказу Российского союза автостраховщиков

Еще два законопроекта, которые, скорее всего, обретут статус федеральных законов, называются «О регистрации транспортных средств» и «Об организации дорожного движения». Из принципиальных нововведений первого из них отметим возможность приобретения автовладельцами регистрационных знаков, что исключает коррупционную составляющую вокруг «красивых» номеров, а также постановку на учет транспорта в автосалонах. Второй законопроект подводит основу для введения платного въезда на определенные территории. Не секрет, что за ним «торчат уши» правительства Москвы.

Из принципиальных нововведений в законопроекте «О регистрации транспортных средств» следует отметить возможность официально приобрести понравившийся номерной знак. Также проект регламентирует постановку на учет приобретаемых автомобилей прямо в автосалонах
Закон «Об организации дорожного движения» позволит устраивать платную парковку где угодно – в том числе и во дворах жилых домов, если только жильцы заранее не позаботились о межевании дворовой территории и не «приписали» ее к дому

За экологию в жилете

Уже с 1 июля 2018 года должна заработать система электронного паспорта транспортного средства. Суть ее в том, что все бумажные «простыни» ПТС постепенно будут заменены на соответствующие записи в единой базе данных. С одной стороны, это позволит сделать историю автомобиля более прозрачной, ведь собственники получат возможность проследить историю автомобиля на протяжении его жизненного цикла, включая участие в ДТП, или, например, своевременность прохождения регламентного обслуживания. С другой стороны, пока непонятно, во сколько в конечном итоге система обойдется конечному потребителю. Ведь свои затраты по участию в ней автопроизводители и другие пользователи вынуждены будут переложить на плечи автовладельцев.

Светоотражающие жилеты для водителей, покидающих транспортное средство из-за ДТП или неисправности, будут обязательны с марта 2018 года. Однако штрафа за неиспользование пока нет. Но дело это нужное, так что стоит проявить сознательность и запастись такой «униформой»

Вступают в силу и поправки в правила дорожного движения, внесенные в 2017 году. Прежде всего это так называемые экологические знаки, которые будут использоваться местными властями для ограничения въезда в определенные города или на отдельные территории. Неудивительно, что особенно ратовали за них столичные власти, но и другие города, как представляется, увидят за ними весьма эффективный механизм ограничения трафика и пополнения бюджета за счет штрафов с нарушителей. А таковые, без сомнения, будут, ведь обновление автомобильного парка – мероприятие дорогостоящее и по плечу только крупному бизнесу.

Уже в марте вступят в силу поправки, принятые в конце 2017 года и обязывающие водителей надевать жилет со светоотражающими элементами, прежде чем выйти на проезжую часть в связи с дорожно-транспортным происшествием, из-за технеисправности или при вынужденной остановке по другой причине. Правда, касается это не всех случаев, а только если дело происходит за пределами населенных пунктов, а за окном – темное время суток или видимость ограничена из-за непогоды. Заранее понятно, что должным образом среагируют на эту норму только наиболее сознательные и понимающие водители, поскольку штраф за ее неисполнение пока не предусмотрен.

Фото: Зд ShutterStock/Fotodom.ru; Официальный портал Мэра и Правительства Москвы; ООО «Управление Информационными Проектами»; Юрий Смитюк/ТАСС; ShutterStock/Fotodom.ru; Максим Придатко/Burda Media; Яна Королёва/Фотобанк Лори; Christian Vorhofer/imagebroker.com/Global Look Press

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как вести переговоры с партнерами из Китая, Европы и Ближнего Востока Как вести переговоры с партнерами из Китая, Европы и Ближнего Востока

На Ближнем Востоке бизнес держится на крепкой дружбе и семейных узах

Forbes
Что строили на месте терактов и крупных трагедий в России и мире Что строили на месте терактов и крупных трагедий в России и мире

Что раньше строили на месте крупных трагедий в России и мире

СНОБ
Парус, лыжи, кошки, спиннинг… Парус, лыжи, кошки, спиннинг…

В кратер вулкана на лыжах и неделя «вне зоны действия сети»

Вокруг света
Главная роль Кэтрин Зета-Джонс Главная роль Кэтрин Зета-Джонс

Свою главную и самую сложную роль она играет не на сцене или в кино, а в жизни

Караван историй
Прокладывая путь: как София Ионеску стала первой в мире женщиной-нейрохирургом Прокладывая путь: как София Ионеску стала первой в мире женщиной-нейрохирургом

София Ионеску — первая женщина-врач, которая провела операцию на головном мозге

Forbes
Андрей Михайлов: «Эволюция людей похожа на одомашнивание самих себя» Андрей Михайлов: «Эволюция людей похожа на одомашнивание самих себя»

Футуролог Андрей Михайлов — о влиянии технологий на человеческие привычки

РБК
Всего два дня отсутствия здорового сна могут заставить человека чувствовать себя на годы старше Всего два дня отсутствия здорового сна могут заставить человека чувствовать себя на годы старше

Недосып прибавляет к ощущаемому возрасту человека почти 4,5 года

ТехИнсайдер
Мне нужны твои камбэки: чем хороша французская драма «(Не)бывшие» с Гийомом Кане? Мне нужны твои камбэки: чем хороша французская драма «(Не)бывшие» с Гийомом Кане?

почему стоит смотреть новую драму Стефана Бризе «(Не)бывшие»?

Правила жизни
Два аспида не поделили червягу Два аспида не поделили червягу

Исследователи стали свидетелями битвы за добычу между двумя коралловыми аспидами

N+1
Кокни пацана Кокни пацана

«Джентльмены»: образцовый Гай Ричи в восьми сериях

Weekend
Что делать, если посудомоечная машина не сливает воду Что делать, если посудомоечная машина не сливает воду

Случаи, почему течет посудомойка, а также способы, как это исправить

CHIP
6 простых правил, которые сделают тебя стройной к летнему сезону 6 простых правил, которые сделают тебя стройной к летнему сезону

Как терять вес, получая удовольствие от процесса?

VOICE
Дух свободы Дух свободы

Подчеркнуто мужское пространство со своей неповторимой атмосферой и харизмой

SALON-Interior
Что лучше, открыть окно или включить кондиционер? Что лучше, открыть окно или включить кондиционер?

Казалось бы, зачем использовать кондиционер, если можно опустить окно...

4x4 Club
Хороший тон Хороший тон

Как добиться эффекта идеально гладкой сияющей кожи с помощью тональных средств

Лиза
Старикам везде у нас почет Старикам везде у нас почет

Самые уважаемые автомобильные марки в современной России

Автопилот
Александр Коршунов: «Вдохновение должно приходить в назначенное время» Александр Коршунов: «Вдохновение должно приходить в назначенное время»

Режиссер Александр Коршунов — о новом спектакле и театре «Сфера»

Монокль
2 причины, почему нарциссы всегда возвращаются 2 причины, почему нарциссы всегда возвращаются

Зачем нарциссы возвращаются к своим бывшим снова и снова?

Psychologies
Константин Чайкин: Дело — время Константин Чайкин: Дело — время

История от создателя самых узнаваемых российских часов нового времени

Maxim
Продолжение легенды Продолжение легенды

Яхтенный бренд Moody легендарным считается по праву

Y Magazine
Как отличить поддельный смартфон от оригинального Как отличить поддельный смартфон от оригинального

Гайд, как обнаружить поддельное устройство, заказанное на маркетплейсе

Maxim
Разорвавшие шаблон Разорвавшие шаблон

Идеи этих ученых настолько опережали эпоху, что современники считали их чушью

Вокруг света
Искусство, черт побери! Искусство, черт побери!

«Коллекционер – это едва ли не каждый из нас»

Правила жизни
Мяу-воспитание Мяу-воспитание

4 привычки, которые стоит привить своему коту

Лиза
История фразеологизма: разве можно «проглотить аршин», длина которого равна 71 сантиметру? История фразеологизма: разве можно «проглотить аршин», длина которого равна 71 сантиметру?

Как можно проглотить аршин — полуметровую линейку?

ТехИнсайдер
Бояться или нет? 5 книг про искусственный интеллект Бояться или нет? 5 книг про искусственный интеллект

Кто прав и чего нам ждать от инноваций? Пять книг на актуальную тему

Maxim
Публичный труп для вечной жизни Публичный труп для вечной жизни

Как человек стал делать себя произведением искусства

Weekend
Как в африканских странах осваивают криптовалюту и поможет ли это торговле с Россией Как в африканских странах осваивают криптовалюту и поможет ли это торговле с Россией

Какие цифровые инструменты можно использовать для торговли со странами Африки

Forbes
Любовь сильнее страха Любовь сильнее страха

Всегда была любовь к городу и желание сделать о нем сувенир

Seasons of life
Язык в поисках понятия о себе Язык в поисках понятия о себе

Можно спорить о начальной точке, когда любой язык стал пониматься как система

Знание – сила
Открыть в приложении