И детям, и автомобилистам стоит быть начеку не только во время каникул

АвтоМирАвто

Ходить в школу опасно

В России настало время весенних школьных каникул. В течение этого периода юные пешеходы нередко выбегают на дорогу в самых неожиданных местах. Однако, как выяснил «Автомир», и детям, и автомобилистам стоит быть начеку не только в такое «горячее» время

Тимофей Исаев

Основная мировая тенденция в области улучшения безопасности предусматривает запрет на сквозное движение автомобилей около школ. Причем не всегда для этого требуется менять конфигурацию улицы: достаточно два раза в день перекрывать проезд – утром и вечером, когда дети идут в школу и возвращаются с уроков. Вот только готова ли этим заниматься ГИБДД?

Выражение «ходить в школу» прочно вошло в русский язык. Хотя современные реалии таковы, что дети в школу не только ходят, но и ездят – в том числе на автомобиле родителей. Не в последнюю очередь потому, что пеший путь в учебное заведение некомфортен для самих учеников. Насколько? Разобраться в этом решили московские активисты Алексей Радченко и Даниил Горохов, которые провели самостоятельное исследование безопасности дороги в школу. Для этого они при поддержке неравнодушных граждан разработали специальную анкету для московских школьников младших и средних классов. В ней у учеников спрашивали с кем они ходят в школу, насколько легко им идти на уроки, как ведут себя водители и т.д. Какого-либо акцента именно на дорожно-транспортной составляющей специально не делалось. Во многом опрос представлял собой адаптированный вариант англоязычной анкеты, созданный для изучения так называемого «индекса пешеходности» (walkability index). Всего активистам удалось собрать более 2000 индивидуальных анкет в школах ЗАО и ЮЗАО Москвы.

Что удалось выяснить

Как оказалось, большинство детей не считает путь в школу безопасным. И это – в благополучной Москве! Главной проблемой оказалась именно дорожная безопасность, а не другие факторы – скажем, хулиганы, агрессивные собаки или подозрительные взрослые (эти страхи также учитывались в анкете). К примеру, 16% опрошенных учеников отмечали, что им сложно перейти дорогу потому, что «машины едут слишком быстро». Еще 12% жаловались, что им не хватает пешеходного перехода, островка безопасности на зебре или «лежачего полицейского». Проблемы со светофорами отметили 7% детей – например, их отсутствие в нужном месте или слишком короткую зеленую фазу для пешеходов. А еще 4% пожаловались, что едущие машины не видно из-за плохого обзора. В другом вопросе, посвященном поведению автомобилистов, 17% учеников посетовали, что водители зачастую не смотрят по сторонам во время движения, а еще 13% жаловались, что автомобилисты не пропускают их на зебре или не ждут, пока они перейдут дорогу.

Интересно, что самостоятельно в школу, согласно опросу, ходит 37% учеников. Примерно столько же опрошенных (34%) водят в школу родители, родственники или няня, а еще 17% детей в школу отвозят на машине. Таким образом, даже те дети, кого на занятия отводят «за ручку», как правило, считают свой путь небезопасным именно из-за несовершенной инфраструктуры и поведения водителей. А это порождает интересный «замкнутый круг»: чтобы добраться в сохранности, юные москвичи просят родителей отвезти их в школу на машине! То есть мы все больше начинаем походить на героев одного видеоролика, в котором перед одной из американских школ выстраивается длинная пробка. Да чего уж там, в отдельных районах Москвы такая ситуация уже стала реальностью! Хотя в развитых странах мира (например, в Германии, Швейцарии и Франции) врачи активно призывают создавать условия для того, чтобы дети ходили в школу пешком. По их словам, это помогает в борьбе с ожирением, положительно сказывается на психологическом состоянии ребенка и способствует развитию у него самостоятельности.

Пешеходные переходы, ограничения скорости и «лежачие полицейские» худо-бедно встречаются у московских школ. С островками безопасности и светофорами все гораздо хуже

Суровая реальность

На этом исследование можно было бы закончить, но авторы решили совместить полученные результаты с картой ДТП, основанной на данных ГИБДД за 2015-2018 гг. и открытыми данными портала data.mos.ru. Результаты повергают в шок! В Москве сейчас 640 учебных заведений, на зону пятиминутной пешей доступности от которых приходится почти 2000 ДТП с пострадавшими пешеходами (всех возрастов). Если посмотреть отношение аварий к количеству школ, окажется, что лишь 23% школ можно считать безопасными (там почти не происходит ДТП), на половину школ приходится по 1-2 пострадавшему за год, а еще 31% школ находится в зоне высокого риска – ранение и смерть из-за ДТП там – обычное дело! Собственно, данные официальной статистики ГИБДД это подтверждают: за один месяц в столице в результате аварий травмы получают более 70 детей и подростков!

«Несмотря на то, что общий уровень аварийности снижается, пешеходов на российских дорогах гибнет все больше, в том числе – детей, – поясняет автор исследования, общественный активист Алексей Радченко. – Безопасности возле школ у нас официально уделяется очень много внимания. Но нужно было проверить, насколько эти меры работают. И, как оказалось, меры, предпринятые за последние 3 года, оказались неэффективными», – замечает он.

Интересно, что в Москве каждая школа имеет паспорт дорожной безопасности. Однако в нем упор делается на уроки ПДД и другие пропагандистские мероприятия. Как мы видим из статистики, такие меры имеют слабый эффект. И хотя школьники разбираются в ПДД, на дорожную безопасность они жалуются стабильно. А вот о действительно важных мерах – установке светофоров и островков безопасности, перепрофилировании улиц и применении мер по успокоению трафика – в подобных документах не сказано ни слова. По словам Радченко, это показывает, что сейчас в сфере дорожной безопасности мы движемся в противоположном направлении от общемировых тенденций. «Улицы вокруг школ становятся более скоростными. Особенно это касается новых микрорайонов, где рядом со школой может оказаться трехполосная дорога с ограничением 80 км/ч», – замечает активист.

Выводы делать будем?

Проведенное исследование обнажает типичную ситуацию: даже в столице не создана достойная дорожно-пешеходная инфраструктура, гарантирующая безопасный путь до школы. А ГИБДД, как правило, ограничивается лишь пропагандой и профилактикой. И это мы еще не говорим о других регионах, где ситуация зачастую еще хуже. Конечно, такие меры требуют незамедлительного вмешательства органов власти. Ведь именно они, а не волонтеры, должны заниматься безопасностью на дорогах.

Ну, а нам, простым автомобилистам, остается лишь быть максимально внимательными возле школ, снижать скорость и всегда пропускать юных пешеходов на зебре. И не удивляться, если с учетом действующей сейчас административно-бюрократической практики, в ПДД помимо знака «Дети» появится еще один – «Осторожно! Водители!».

Фото: Alinute, Rafail/Fotolia.com, Т. Исаев

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«США недооценивают размах агрессии России». О чем говорится в докладе аналитиков Пентагона «США недооценивают размах агрессии России». О чем говорится в докладе аналитиков Пентагона

Риски вооруженного конфликта между США и Россией растут

Forbes
Хорошо забытое старое Хорошо забытое старое

Для чего во Франкфурте-на-Майне восстановили средневековый облик центра города

Forbes
Найти свое место в новой реальности Найти свое место в новой реальности

Кого из соискателей при прочих равных выбирают сегодня работодатели?

Psychologies
Гром и молния: как Никита Кучеров становится главной русской звездой в НХЛ Гром и молния: как Никита Кучеров становится главной русской звездой в НХЛ

Российский хоккеист проводит фантастически результативный сезон

Forbes
Финальный сезон «Игры престолов», серия 2: закрытие гештальтов и подготовка к битве за Винтерфелл Финальный сезон «Игры престолов», серия 2: закрытие гештальтов и подготовка к битве за Винтерфелл

Осторожно: в тексте очень много спойлеров

Esquire
Как изменились породы собак за 100 лет Как изменились породы собак за 100 лет

Узнай, как выглядел прапрапрапрапрапрапрапрапрадед твоего Шарика

Maxim
Все, что нужно знать об истории денима Все, что нужно знать об истории денима

Как джинсы перебрались из гардероба рабочих на модные подиумы

Vogue
От космоса до аукциона: 10 невероятных фактов о жвачке От космоса до аукциона: 10 невероятных фактов о жвачке

Подборка самых удивительных фактов о жвачке

Популярная механика
Как Центробанк два года боролся за арест экс-владельца «Югры» Алексея Хотина Как Центробанк два года боролся за арест экс-владельца «Югры» Алексея Хотина

Бывший бенефициар банка Алексей Хотин отправлен под домашний арест

Forbes
Правильное начало дня поможет избежать стресса Правильное начало дня поможет избежать стресса

Утром тело сильнее реагирует на стресс, чем вечером

Psychologies
Солнечный друг Солнечный друг

Насколько важен витамин D для нашего здоровья и красоты

Grazia
Путин поручил правительству и ФСБ разобраться с теневым оборотом наличных на рынках Путин поручил правительству и ФСБ разобраться с теневым оборотом наличных на рынках

Путин поручил правительству проработать меры борьбы с теневым оборотом наличных

Forbes
В защиту Кайли Дженнер. Существуют ли вообще миллиардеры, которые всего добились сами? В защиту Кайли Дженнер. Существуют ли вообще миллиардеры, которые всего добились сами?

Супермодель Кайли Дженнер попала в список Forbes в возрасте 21 года

Forbes
Блогер в законе. Почему Ким Кардашьян решила стать адвокатом Блогер в законе. Почему Ким Кардашьян решила стать адвокатом

При участии 38-летней звезды Instagram были освобождены двое заключенных из США

Forbes
Российские ученые начнут выращивать клетки человека в космосе Российские ученые начнут выращивать клетки человека в космосе

Ученые Сеченовского университета разрабатывают специальный биореактор

Популярная механика
Возвращение иконы Возвращение иконы

Новый Land Rover Defender прихорашивается к дебюту

Quattroruote
Сила мысли Сила мысли

Как можно работать с мыслями — и почему стоит это делать

Yoga Journal
Как выбрать мужские носки: правильная высота, цвет и другие советы Как выбрать мужские носки: правильная высота, цвет и другие советы

Как выбрать мужские носки, которые достойны твоих ног?

Playboy
Вне игры Вне игры

Тата Карапетян, героиня самого громкого светского расставания сезона

Tatler
Голая правда Голая правда

Несколько лет назад Карина Эвн впала в депрессию, когда потеряла волосы и брови

StarHit
Давление на доходность: как повышение НДС отразилось на инвесторах Давление на доходность: как повышение НДС отразилось на инвесторах

Инвесторы столкнутся с общим снижением доходности из-за повышения НДС

Forbes
Гороскоп Vogue: апрель 2019 Гороскоп Vogue: апрель 2019

Что звезды приготовили для вас к середине весны

Vogue
Лучший круг Лучший круг

С возрастом все сложнее поддерживать дружеские отношения

Добрые советы
Неразделенная любовь Неразделенная любовь

Ильф и Петров призывали любить пешеходов. Вторит им и столичное правительство

АвтоМир
Гаджеты – это новая форма близости Гаджеты – это новая форма близости

Гаджеты не могут быть причиной конфликтов в семье

Psychologies
Какие психические заболевания есть у персонажей «Игры престолов»? Какие психические заболевания есть у персонажей «Игры престолов»?

Кажется, что в Вестеросе никому не помешает хороший рехаб

GQ
Илон Маск из Китая. Кто изобретает заново люксовые электрокары Karma Илон Маск из Китая. Кто изобретает заново люксовые электрокары Karma

Производитель электрокаров Karma существует чуть больше 10 лет

Forbes
Давай по-хорошему Давай по-хорошему

Как себя вести, чтобы не быть втянутой в скандал на детской площадке

StarHit
Весь мир - это я: новый проект дизайнера Яны Недзвецкой Весь мир - это я: новый проект дизайнера Яны Недзвецкой

Каждому интереснее сейчас его собственная жизнь, чем жизнь звезд и супермоделей

Cosmopolitan
Очень при­ят­но, Джордж Очень при­ят­но, Джордж

Пят­на­дцать ми­нут в ком­па­нии Джор­джа Клу­ни — и все, вы обез­ору­же­ны

Glamour
Открыть в приложении