Здесь все вспоминают о войне. Часто. По поводу и без. «А что вы хотите, у нас же война была!» – постоянно говорят абхазы. На войну списываются все нынешние проблемы и недостатки. А их, между прочим, хватает. Впрочем, все они отнюдь не мешают Абхазии становиться все более и более популярным туристическим направлением. Всё относительно недорого, легко добраться, есть на что посмотреть. А что еще надо экономному российскому туристу?

АвтоМирАвто

Путешествие

Координаты Абхазии

Здесь все вспоминают о войне. Часто. По поводу и без. «А что вы хотите, у нас же война была!» – постоянно говорят абхазы. На войну списываются все нынешние проблемы и недостатки. А их, между прочим, хватает. Впрочем, все они отнюдь не мешают Абхазии становиться все более и более популярным туристическим направлением. Всё относительно недорого, легко добраться, есть на что посмотреть. А что еще надо экономному российскому туристу?

Традиционный мотопробег российского подразделения BMW Motorrad в этом году было решено провести в Абхазии. Мероприятию дали красивое название «Координаты – Черное море». Мы ввели координаты в навигаторы и поехали! Подробно рассказывать о длинном перегоне от Москвы до Джубги по трассе М4 нет никакого смысла. Дорога быстрая, хорошая: до Краснодара на мотоцикле гарантированно добираешься за день. Первый действительно сложный участок начинается в районе Горячего Ключа. Масштабные дорожные ремонты там еще до конца не завершились, так что будьте осторожны. Проделать путь от Краснодара до Сочи быстрее, чем за 4 часа, у вас вряд ли получится.

Но вот наконец и Сочи – наша точка сбора и место официального старта мотопробега. Сюда съехались любители баварских мотоциклов с всей страны и уже организованным порядком двинулись на границу с Абхазией. Здесь снова небольшой совет: рано утром на пропускном пункте столпотворение. В это время границу пересекают туристические автобусы. Обычно они выдвигаются из Сочи в сторону Гагр около 6 часов, и с ними лучше не пересекаться.

От Гагр до озера Рица – около 70-80 км опасной для мотоциклиста дороги. Само горное озеро красивое, живописное... но какое-то уж очень обыкновенное

Прежде, чем въехать в Абхазию, всем рекомендуют заправить бак под завязку. Все дело в том, что во всей стране всего... три приличные брендированные заправки! Две в Гагрском районе и одна в Сухумском. На всех остальных АЗС продают мутный бензин марки «хороший». Заправляться им стоит лишь в случае крайней необходимости. Справедливости ради скажу, что на обратном пути нам пришлось рискнуть, вызвав неподдельный Координаты Абхазии интерес не только владельца безымянной бензоколонки, но всего его многочисленного семейства. Столько безрассудно отважных мотоциклистов они не видели ни разу в жизни! Но, к счастью, все обошлось.

Летний вечер в Гаграх

От границы к Гаграм ведет относительно приличное, хотя и довольно извилистое, Сухумское шоссе, считающееся главной дорогой страны. В маленькой Абхазии все близко, 20 минут – и вы въезжаете в город. Раньше я никогда здесь не был, но, проезжая по городу, неожиданно увидел множество знакомых мест. Ставший культовым еще в советские времена ресторан «Гагрипш», гостиница «Гагра», колоннада на небережной... Здесь снимали фильм моего детства – «Зимний вечер в Гаграх». Пожилой официант в ресторане даже готов рассказать, как это было. Как люди заранее заказывали столики, чтобы посмотреть на съемки и знаменитых артистов. Как приносили корзины роз для Гундаревой. Где стоял Евстигнеев, где сидел Шахназаров... А потом неизбежно перейдет на тему войны.

Оказавшись в Абхазии, определенно стоит выкроить свободное время для посещения Новоафонской пещеры. Выглядит это природное образование поистине величественно: массивные сталактиты и сталагмиты, причудливые наплывы породы, громадные залы... Достопримечательностью пещера стала не так уж и давно: ее открыли в 1961 году, а в 1975-м, после масштабных работ по благоустройству, она стала доступна для туристов

Со времени ее окончания, кстати, прошло уже почти четверть века. В Гаграх, где боевых действий практически не было, следов совсем не осталось. А, например, в Сухуме до сих пор то и дело попадаются полуразрушенные дома со следами пуль и снарядов. Но в Гаграх все чистенько и аккуратненько. А в первой половине лета еще и довольно пустынно. Местные говорят, что основная масса туристов приедет позже, вот тогда на пляжах будет яблоку негде упасть. Море от тысяч купающихся помутнеет и на улицах станет заметно грязнее. Но, мы-то сюда не купаться приехали! Едем дальше по тому же Сухумскому шоссе. По большому счету это единственная дорога, по диагонали пересекающая Абхазию с северозапада на юго-восток.

Местные жители с удивлением провожают взглядами колонну. Думаю, что тут еще долго будут ходить разговоры «об этих, которые на мотоциклах». Отношение очень доброжелательное. Даже местные гаишники довольно лояльно относятся к туристам из России. Остановят только если уж очень серьезно «накосячить». И то, подойдя, сперва спросят, как вам отдыхается в Абхазии, все ли нравится, и только потом озвучат претензии. Кстати, за «встречку» тут прав не лишают. Обычно не лишают, хотя правилами это и предусмотрено. Но надо здорово постараться, чтобы вместо штрафа ваше дело передали в суд со всеми вытекающими последствиями.

Большинство достопримечательностей здесь, как бусинки на нитку, нанизаны на центральное шоссе, по которому курсируют туристические автобусы. Отклоняться в сторону от побережья придется, только если захотите посетить озеро Рица. Поворот к нему – сразу на выезде из Гагр в местечке Бзыпта. Многие приезжающие к озеру туристы хотят посетить знаменитую дачу Сталина, о которой ходит множество слухов и легенд, и на которой в разное время жили Хрущев и Брежнев. Но нам сказали, что теперь это режимный объект – резиденция правительства республики – и проход на него закрыт. Жаль, хотелось бы увидеть.

ГРЭС в городе Ткуарчале практически полностью разрушена. От железнодорожного вокзала остались одни руины. Большая часть территории, где были бои, разминирована, но, сходя с проторенных троп, лучше все же смотреть под ноги

Эхо прошедшей войны

Видимо, мне придется возвращаться в Абхазию. Я столько не успел посмотреть. Мы буквально ходом промчались через Новый Афон, увидев очертания знаменитого Новоафонского монастыря лишь на горизонте. Кому-то из коллег повезло и у них выдалась свободная минутка для посещения Новоафонской пещеры. Но мы торопились на восток. Очень уж хотелось успеть до темноты добраться до города-призрака Ткуарчала.

Дорога по мере удаления от российской границы становится все хуже, полуразрушенных зданий все больше. А привычные по средней полосе России стандартные воинские монументы встречаются по обочинам все чаще. Все вроде бы как у нас. Но если притормозить и присмотреться, то вместо цифр 1941-1945 на них выбито 1992-1993 – годы большой войны, которую в Абхазии называют Отечественной.

Это именно о ней так много вспоминают местные жители. Интересуетесь? Просто проявите готовность слушать, и вам расскажут про пришедшие со стороны моря вертолеты, поливавшие пулеметным огнем пляжи. И про то, как с охотничьими ружьями и самодельными гранатами ходили на танки. И про то, как с помощью строительных кислородных баллонов взрывали мосты на этом самом Сухумском шоссе, чтобы воспрепятствовать продвижению боевой техники противника. Жуть. Подозреваю, что с другой стороны рассказывают не менее впечатляющие истории. Боюсь, что кто там был прав, а кто виноват, уже не рассудит даже время.

А времени прошло много. Мосты восстановлены, дорога более-менее в порядке. Большая часть территории, где проходили боевые действия, разминирована. Утверждают, что где-то в горах мины еще остались. Саперы туда еще просто не дошли. Но, оказывается, не только в горах. Например, в окрестностях Ткуарчала нам показали место, где еще в начале лета работал минный трал. Вроде бы ничего не нашли, но сигнал был и саперов подняли по тревоге. В любом случае, сходя с проторенных троп в Абхазии рекомендуют почаще смотреть под ноги.

Война нанесла колоссальный урон сельскому хозяйству страны. Вон там когда-то выращивали чай. А тут были табачные плантации. Чуть дальше – виноградники. Сейчас все заросло бурьяном. Поговаривают, что даже традиционное абхазское вино сейчас делают из привозных виноматериалов. Не знаю, правда это или нет, но могу поклясться, что то, которое продают на рынке, явно вкуснее заводского.

Досталось и промышленности. Город-призрак Ткуарчал, в который мы едем, раньше считался главным индустриальным центром республики. Город шахтеров, город энергетиков и металлургов после войны опустел. Местная ГРЭС практически полностью разрушена. В Википедии можно прочитать, что на угледобыче сейчас задействовано всего несколько десятков человек. От железнодорожного вокзала остались одни руины. Но поезда еще ходят. Редко, не чаще, чем раз в сутки. И остался начальник станции, который, завидев наши мотоциклы, сбегал домой за форменной фуражкой, видимо, придававшей ему уверенности, и грозно поинтересовался, что, мол, нам тут надо, а после оттаял и начал рассказывать. О чем? Да все о том же. По его словам, в городе осталось всего 90 жителей. Я хотел купить бутылку воды в местном магазинчике на первом этаже заброшенного дома, но разменять крупную купюру оказалось просто нечем. «Вот, все мои деньги», – сказала продавщица и открыла толстую тетрадь с записями должников. Одному брикет чая, второму мешок сахара, третьему какие-то макароны... Очень грустно! А еще грустнее то, что места в окрестностях Ткуарчала просто райские. Теплый мягкий климат, богатая природа, красота – глаз не отвести!

Наш мотоцикл BMW R1200R

В это путешествие я отправился на дорожном мотоцикле BMW R1200R. Это не туристический эндуро, не специализированный «турист» и отнюдь не спортбайк. Просто классический мотоцикл, и в этом его главное достоинство. Он отлично подходит как для каждодневных поездок по городу, так и для дальних «прохватов». А еще на сегодняшний день это самая доступная модель в линейке BMW Motorrad с легендарным оппозитным мотором. Тип двигателя — это в данном случае важно. Многие поклонники баварских мотоциклов категорически не приемлют модели с рядными двух- и четырехцилиндровыми моторами. Говорят, мол, не те ощущения. И я, пожалуй, с ними совершенно согласен.

Текст: Иван Владимиров, фото: BMW Motorrad Russia

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Инвентаризация ценностей князя Юсупова Инвентаризация ценностей князя Юсупова

Князья Юсуповы были богатейшей семьёй России

Дилетант
Ро­до­вые му­ки Ро­до­вые му­ки

Ида Ло­ло про­сит о двух про­стых ве­щах: не на­зы­вать ее child free и не ощу­пы­вать жи­вот на пред­мет бе­ре­мен­но­сти.

Tatler
Водоёмко Водоёмко

Дизайнер Константин Грчик рассказывает о том, как полноценно обустроить ванную комнату небольшого размера.

AD
Смех ей к лицу Смех ей к лицу

Анастасия Ивлеева – остроумная девушка с потрясающей фигурой

Maxim
Lexus LX 570 Lexus LX 570

Дорогой, премиальный и недоступный для подавляющего числа покупателей. Может показаться, что этот полноценный рамный внедорожник едва ли не полностью лишен технических недостатков. Так ли это на самом деле?

АвтоМир
Лев до­став­ля­ет Лев до­став­ля­ет

Ес­ли по­про­си­те, стар­ший сын глав­но­го «Ян­дек­са» Ар­ка­дия Во­ло­жа при­ве­зет вам про­дук­ты с рын­ка.

Tatler
Seat Leon Seat Leon

Никто не может понять, что не так с брендом Seat. Он трижды перезапускал продажи на российском рынке, но всякий раз это заканчивалось уходом. И все это вопреки тому, что машины дружно хвалят

АвтоМир
Mercedes B-Сlass Mercedes B-Сlass

С одной стороны, этот автомобиль очень похож на хэтчбек, с другой – вроде бы и минивэн. Так с какими задачами ему под силу справиться, а с какими нет?

АвтоМир
Собрание самых стойких Собрание самых стойких

Московский международный автосалон 2016 года не столь масштабен, как в прежние времена. Но интересные новинки на выставке присутствуют!

АвтоМир
Мнение Мнение

Божена Рынска — о том, как скандал вокруг Патриарших прудов поднял главные проблемы современной России.

SNC
Русские идут! Русские идут!

Короткая история о том, как небольшой семейный бизнес перерос в серьезное производство машин для активного отдыха

АвтоМир
Открыть Америку Открыть Америку

Виды из окон квартиры напоминали хозяину Манхэттен, поэтому он попросил декоратора Марину Брагинскую сделать интерьер в американском духе.

AD
Перемена ума Перемена ума

Недавно вышедший альбом группы Uma2rman «Пой, весна» неожиданно замешивает привычную лирику и отъявленное хулиганство. Владимир Кристовский рассказал «Снобу» о смене стиля, пользе вспыльчивости и воспитании нового поколения.

СНОБ
Хотя бы раз в неделю надо постреливать Хотя бы раз в неделю надо постреливать

Семикратная чемпионка России, чемпионка Европы по практической стрельбе

Популярная механика
Renault Kaptur Renault Kaptur

Для автомобиля стали доступны стикеры, накладки и другие украшения. Но все это – далеко не главные его приобретения

АвтоМир
Есть такие буквы Есть такие буквы

В летнем автомобильном обзоре – лингвистические казусы машиностроения, корейские любители кофе и нашкодившие немцы.

СНОБ
Понты на каждый день Понты на каждый день

Выделяться из толпы – уже почти традиционная ценность. И автопроизводители знают, что противопоставить серым будням

АвтоМир
Кто предложит больше? Кто предложит больше?

На протяжении многих лет Skoda Superb удерживает звание самой просторной машины в классе. Впрочем, теперь ему на пятки наступает новое поколение Kia Optima. Но что еще корейский седан может противопоставить чешскому лифтбэку?

АвтоМир
Ремонтная география Ремонтная география

РСА регулярно обновляет справочники средней стоимости работ и запчастей при восстановлении после аварий. Вчитаемся повнимательнее!

АвтоМир
Верим в коммандос Верим в коммандос

Элитное подразделение афганской армии – сила, которая борется с боевиками ИГИЛ

Playboy
Действующие лица Действующие лица

Хирургической подтяжке лица сто лет. Альтернативы ей так и не придумано, но способ обойтись в буквальном смысле малой кровью уже есть.

Tatler
Водный мир Водный мир

В контексте затеянного городскими властями масштабного «благоустройства» в центре столицы все городские неурядицы принято считать последствиями «плиткомании» начальства. Даже аномальные дожди. Мы не знаем наверняка, кто виноват в последних катаклизмах – Собянин или всевышний. Ясно одно, к воде в столице больше нельзя относиться легкомысленно…

АвтоМир
Война миров Война миров

Не будь английского костюма, не было бы неаполитанского плеча, римского силуэта «перевернутого треугольника» и похожих на песочные часы флорентийских бортов.

The Rake
По коробкам! По коробкам!

Двуспальная кровать, гардероб, книжный шкаф и много всякой мелочи. Все это надо разместить в автомобилях, совсем не предназначенных для грузовых перевозок. Казалось бы...

Quattroruote
Видеофикция Видеофикция

Камеры присылают квитанции на оплату штрафов с самыми нелепыми ошибками. Иногда даже не верится: ну как можно наказывать за тень на обочине?

АвтоМир
Женщина-мечта! Женщина-мечта!

Вы знаете ее? Конечно, знаете. У нее прекрасная фигура, низкий индекс массы тела и сияющее лицо без носогубных складок. В свои тридцать девять она выглядит на двадцать пять, а целлюлита у нее не наблюдается вовсе. Таких не бывает, говорит разум. Но...

Домашний Очаг
Для семьи и работы Для семьи и работы

Автомобиль, который за пару минут можно превратить из вместительного среднеразмерного грузовика в комфортный минивэн для семейных путешествий... Звучит фантастично? Грузопассажирский Peugeot Expert может и не такое!

АвтоМир
Мокрое место Мокрое место

Перечень претензий к властям, не сумевшем справиться с летними потопами, пополнился еще и жалобами водителей, привлеченных к ответственности за потерянные в многочисленных лужах номера

АвтоМир
Новое назначение Новое назначение

Внедорожник Mitsubishi Pajero Sport примерил статус флагманской модели. И что скрывается под его новой, более «глянцевитой» внешностью?

АвтоМир
Наташа Зинько Наташа Зинько

Об учебе и увлечениях.

GQ
Открыть в приложении