Объемы мясного производства увеличиваются спокойными темпами

АгроинвесторБизнес

В режиме планового роста

Объемы мясного производства увеличиваются спокойными темпами

Елена Долбунова

«Сибагро»

Выпуск мяса всех видов по итогам 2025 года во всех хозяйствах может остаться практически на уровне 2024-го. За девять месяцев отрасль приросла лишь на 0,3 %. В сельхозорганизациях прибавки более заметные, однако уже не такие, как в предыдущие годы. Ограничивают расширение производства продолжающееся повышение затрат на фоне не самых лучших цен, высокие кредитные ставки и замедление увеличения спроса.

Согласно данным Росстата, за девять месяцев 2025 года в стране в целом произведено 11,9 млн т мяса (здесь и далее — в живом весе), что на 0,3 % больше, чем за аналогичный период годом ранее. В том числе в сельхозорганизациях выпущено 10,3 млн т, а это на 1,2 % больше, чем годом ранее. Прибавку общему производству обеспечила категория «мясо птицы»: объем по всем хозяйствам за январь — сентябрь этого года составил 5,35 млн т — плюс 2,5 % к предыдущему показателю. В сельхозорганизациях прирост еще больше — 2,9 %. По остальным же видам мяса отрасль демонстрировала спад. Так, свинины по итогам трех кварталов в хозяйствах всех категорий выпущено на 0,2 % меньше, чем годом ранее, — 4,56 млн т. В промышленном секторе объемы все-таки увеличились, но лишь на те же 0,2 %. Говядины за девять месяцев этого года в целом произведено 1,69 млн т. Спад к прошлогоднему показателю во всех хозяйствах составил 4,3 %, в сельхозорганизациях — 4 %. На 3,5 % сократился и объем выпуска мяса овец и коз — до 216,1 тыс. т.

По итогам 12 месяцев ситуация в отрасли уже вряд ли глобально изменится, считают эксперты. В целом прирост мясного производства в 2025 году, скорее всего, не превысит 0,3 %, следует из октябрьского прогноза «АБ-Центра».

Потери на приграничных территориях

В целом по итогам этого года объем производства мяса немного увеличится относительно 2024-го, прогнозирует глава Национальной мясной ассоциации (НМА) Сергей Юшин. В частности, для свиноводческого сектора все складывается «достаточно неплохо». «С основной проблемой отрасли — африканской чумой свиней — ситуация была более благоприятной, чем в отдельные предыдущие годы, соответственно, потери поголовья не были такими значительными, как когда-то, — рассказывает эксперт. — Но были сложности у предприятий регионов, граничащих с территорией Украины. К сожалению, там не обошлось без потерь ряда объектов, и эти мощности сейчас трудно чем-то заменить». Таким образом, по итогам 2025-го прирост в секторе составит 0,5– 0,8 % относительно прошлого года, оценивает Юшин.

Впервые после почти 20 лет ежегодного увеличения производства на 5–10 % в силу того, что с 2019 года были прекращены инвестиционные кредиты, свиноводство планово перешло к более умеренному росту — на уровне 1–2 % в год, отмечает гендиректор Национального союза свиноводов (НСС) Юрий Ковалев. Впрочем, в более быстрых темпах уже нет необходимости, добавляет он.

По итогам девяти месяцев в организованном секторе производство свинины увеличилось относительно прошлого года на 0,2 %. Такой небольшой прирост связан с проблемами, с которыми столкнулись свинокомплексы на приграничных территориях во второй половине прошлого года, вторит эксперт Юшину. Прежде всего в Белгородской, Брянской и Курской областях. «Из-за этого в первом полугодии 2025-го отмечалось снижение объемов, однако уже с июля поголовье в нашей стране начало постепенно восстанавливаться, и стал отмечаться прирост производства свинины», — утверждает он. Так, в июле прибавка по поголовью свиней на сельхозпредприятиях России относительно прошлого года составила 0,3 %, в августе — 2,2 %, в сентябре — 2 %.

За двенадцать месяцев НСС прогнозирует прирост производства свинины на сельхозпредприятиях относительно прошлого года на 0,3–0,5 %. При этом Ковалев обращает внимание, что объемы свинины в ЛПХ и КФХ продолжают планомерно падать из-за уменьшения стада, поэтому общее производство этого вида мяса останется на уровне 2024-го. «Главное, что мы преодолеем ту негативную тенденцию сокращения поголовья в сельхозорганизациях, которая наблюдалась в течение нескольких месяцев с конца прошлого года, — говорит он. — Таким образом, в следующем году можно уже ожидать увеличения объемов относительно 2025-го на уровне 1–3 %».

«Агро-Белогорье»

В птице вновь прирост

Производство мяса птицы в стране во многом связано с эпизоотической ситуацией, и в 2025-м она была в целом благополучной благодаря ранее приложенным усилиям Россельхознадзора, отмечает Юшин. «Объемы выпуска мяса птицы в этом году увеличивались, — добавляет он. — Это не те темпы, которые мы наблюдали 10 лет назад, но, учитывая, что наш рынок довольно насыщен, потребление уже на высоком уровне, а дальнейший рост отрасли зависит от внешних рынков, увеличение производства выглядит очень сбалансированно». За 12 месяцев общий объем выпуска мяса птицы, по прогнозу НМА, вырастет на 2,5–3 %, а индейки — на 3–4 %.

Росптицесоюз производство мяса птицы во всех категориях хозяйств за девять месяцев текущего года оценивает в 4,1 млн т против 4 млн т в убойном весе за аналогичный период годом ранее. По итогам года объем может достигнуть 5,55 млн т, что будет на 2 % больше, чем в 2024-м, отмечает гендиректор организации Галина Бобылева. «Ситуация в отрасли стабильная, рынок мясом птицы насыщен, — констатирует она. — За последние 10 лет прирост производства составил 22 %, или более 1 млн т, а к 2030-му, согласно целевым показателям, утвержденным Минсельхозом, объемы должны вырасти еще почти на столько же, до 6,6 млн т в убойном весе».

В Национальной ассоциации производителей индейки (НАПИ) тоже дают благоприятный прогноз производства на текущий год. «Все индейководческие предприятия отрасли работают стабильно: ядро рынка формируют около двух десятков крупных и средних производителей с совокупной долей порядка 85 %, однако заметный вклад вносят и малые предприятия, а также ЛПХ и КФХ, — сообщал исполнительный директор НАПИ Анатолий Вельматов в начале ноября. — При сохранении текущей операционной стабильности по итогам 2025-го производство индейки увеличится на 3,5–4 %, до 455–460 тыс. т в убойном весе».

В числе факторов, которые позитивно влияют на динамику в секторе, Вельматов называет рост производства отечественного инкубационного яйца, развитие глубокой переработки, устойчивый потребительский интерес к продуктам из индейки. Ограничениями для более интенсивного развития индейководства, по его мнению, являются зависимость от импортной генетики, санкционные и расчетно-логистические ограничения, эпизоотические риски, включая высокопатогенный грипп птиц, рост издержек на корма, ветеринарию, энергию, оплату труда и логистику. Юшин основным риском для производства мяса птицы в будущем году называет крайне низкую рентабельность. А у некоторых производителей она будет отрицательной уже в 2025-м, уверен он.

А в говядине по-прежнему спад

Для сегмента мясного скотоводства 2025-й сложился так же, как и предыдущие годы, комментирует гендиректор Национального союза производителей говядины Роман Костюк. «Никаких существенных событий, влияющих на развитие отрасли, в этом году не произошло, — утверждает он. — И хотя объемы производства в убойном весе растут, это в большей степени заслуга сокращения поголовья в молочной отрасли, чем инвестиции в мясное скотоводство». За девять месяцев во всех хозяйствах стадо КРС сократилось на 3,4 %, в сельхозорганизациях — на 1,2 %. Отрасль находится в стагнации — серьезно не развивается, хотя и производство говядины значительно не снижается. По оценке Минсельхоза, которая была неоднократно заявлена, по итогам 2025 года объемы ее выпуска будут на 4–5 % больше, чем в 2024-м, напоминает эксперт.

Снижение поголовья КРС и коров продолжается в сельскохозяйственных организациях и хозяйствах населения, на которые совокупно приходится 70 % общей численности КРС, подтверждает Юшин. Это начинает негативно влиять и на производство говядины. По его мнению, в этом году стоит ожидать снижения объема мяса КРС, причем довольно заметно, на 3 %, а возможно, и более. «Ранее снижение поголовья в молочном секторе компенсировалось ростом в мясном скотоводстве, но в текущих экономических условиях быстрого увеличения мясного стада ожидать не приходится, — объясняет эксперт. — Сельхозорганизации, работающие в молочном сегменте, идут по пути повышения продуктивности коров, поэтому им нужно меньше животных, чтобы наращивать объемы производства молока». В личных подсобных хозяйствах поголовье сокращается из-за демографического фактора: тренд на урбанизацию ведет к тому, что молодое поколение не склонно связывать свою жизнь с тем, чтобы содержать одну-две коровы, постоянно думая о том, куда реализовывать полученную продукцию.

Глава НМА напоминает, что 80 % говядины получают как шлейф от молочного поголовья. «С учетом этого перспективы производства говядины вызывают очень серьезные опасения», — подчеркивает он.

Продажи у компаний увеличиваются

Опрошенные «Агроинвестором» аграрии сообщают о разнонаправленных тенденциях по своим производствам. Так, в «Сибагро» в 2025 году сосредоточились на повышении внутренней эффективности: оптимизировали текущие проекты, обновили на ряде предприятий оборудование, технологии, расширили команду сотрудников. Эти шаги помогли нарастить объемы по свинине на 2 %, курице — на 11 %, обвалке — на 15 %, или до 110 тыс. т, делится директор дивизиона коммерции, маркетинга и мясопереработки компании Петр Мизонов.

По итогам 2024 года группа «Черкизово» произвела 1,47 млн т мяса в живом весе, что на 9 % больше по сравнению с 2023-м, в том числе 1,055 млн т мяса бройлеров и 335,5 тыс. т свинины. В 2025-м в компании ожидают дальнейший роста объемов за счет сделанных ранее инвестиций. «Так, приобретение в конце 2024 года компании “Руском” — теперь это тюменский филиал предприятия “Куриное царство” — позволит нам в этом году получить дополнительные 60 тыс. т мяса бройлеров в живом весе, — сообщает представитель холдинга. — А новые птичники в Алтайском крае увеличат объемы выпуска мяса курицы еще на 15 тыс. т в год».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении