Какие глобальные тренды в 2022 году могут влиять на выбор продуктов питания

АгроинвесторБизнес

Потребители меняют ориентиры

Какие глобальные тренды в 2022 году могут влиять на выбор продуктов питания

Татьяна Кулистикова

Shutterstock

Даже после окончания пандемии и снятия всех ограничений поведение потребителей не вернется к модели 2019 года, поскольку произошли слишком радикальные изменения. Бизнесу необходимо как можно быстрее меняться и приспосабливаться к новым привычкам и предпочтениям покупателей, если они хотят остаться на рынке и не потерять свои позиции.

Международная исследовательская компания Euromonitor International опубликовала очередной доклад, представив десять глобальных трендов, которые будут влиять на потребительский рынок в 2022 году. Если в 2021-м основными факторами были приспособляемость и устойчивость к внешним воздействиям, то в этом потребители активно возвращаются на рынок и начинают действовать в соответствии со своими новыми привычками, которые сформировались в период пандемии COVID-19, отмечают аналитики. С одной стороны, это заставляет компании подстраиваться под них, с другой — дает возможность воспользоваться новыми тенденциями.

Опрошенные «Агроинвестором» эксперты и участники рынка неоднозначно оценивают представленные тренды с точки зрения их актуальности для России. Они напоминают, что в нашей стране есть и более весомые факторы, определяющие поведение потребителей, в частности располагаемые доходы. Хотя какие-то из этих глобальных трендов, безусловно, уже вошли в нашу жизнь.

Первым трендом Euromonitor International считает поиск альтернатив для товаров, которые оказались недоступны из-за глобального сбоя поставок, а также ослабление лояльности к привычным брендам и готовность заменять их другими. В частности, речь идет о выборе продукции местных производителей для снижения рисков сбоя в поставках. Следующим потребительским трендом аналитики называют рост обеспокоенности изменением климата. Согласно опросу Euromonitor International, 67 % потребителей стремятся уменьшить свое воздействие на окружающую среду, сокращая объемы мусора и парниковых выбросов в атмосферу. С этим трендом связан еще один — ответственное потребление.

Важной тенденцией аналитики назвали также рост цифровизации старшего поколения — людей в возрасте от 60 лет, которые все активнее осваивают сервисы онлайн-покупок. Другой тренд — «движение к метавселенной»: вовлеченность людей в 3D и виртуальные технологии, рост числа сетевых развлечений и развитие виртуальной социальной среды.

Следующей важной тенденцией аналитики считают повышение финансовой грамотности и контроля за деньгами, а также рост числа инвесторов-любителей благодаря развитию финтех-приложений и доступности информации для принятия решений о вложениях. Еще один тренд, ставший результатом продолжительных локдаунов и стресса на фоне пандемии, — стремление людей к пересмотру своих жизненных ценностей и балансированию работы и личной жизни. С ним так или иначе связан тренд формирования сегмента «сельских горожан»: все больше людей предпочитают удаленную работу и жизнь за городом, но при этом они не хотят терять привычный уровень комфорта, доступные услуги и развитую инфраструктуру. Повышение внимания потребителей к себе, забота о себе, проявившиеся во время пандемии, будут влиять на спрос к персонализированным продуктам и услугам — это еще один тренд 2022 года.

Также большое влияние на потребительский рынок в этом году может оказывать так называемый парадокс социализации. Постепенное ослабление COVID-ограничений люди воспринимают по-разному, и если одни готовы контактировать так же, как в «допандемийной» жизни, то другие по-прежнему стараются соблюдать социальную дистанцию и меры предосторожности. «Традиционным бизнес-моделям брошен вызов, — резюмируют аналитики Euromonitor International. — В сегодняшнем мире сохранение лояльности бренду вовсе не обязательно будет основано на прошлых привычках. Бизнесу необходимо как можно быстрее меняться и приспосабливаться к новым потребительским предпочтениям».

Онлайна будет больше

Все десять трендов, которые выделяет Euromonitor International, неминуемо придут в нашу жизнь, вопрос — в какой степени, считает главный аналитик группы «Черкизово» Рустам Хафизов. Если говорить о Москве и крупных городах, то развитие финансовой грамотности, ответственное потребление и выход старшего поколения в онлайн активно практикуются уже сегодня. «Несомненно, к этому тренду подтянутся и регионы, но пока неясно, насколько скоро», — говорит он.

В том или ином виде абсолютно все представленные в обзоре тренды проявляются в поведении российских покупателей — что-то в большей, что-то в меньшей степени, считает директор департамента продаж агрохолдинга «Эко-культура» Анна Суворова. «В последние годы мы наблюдаем динамичные изменения в привычках и поведении российских покупателей, при этом предпочтения разных категорий потребителей могут очень существенно отличаться», — отмечает она.

Потребительские тенденции, которые принесла России пандемия, внушают оптимизм, оценивает директор по маркетингу «АФГ Националь» Елизавета Богданова. Люди начали больше заботиться о здоровье, разбираться во влиянии на него факторов окружающей среды и потребляемых продуктов питания, стали относиться ответственнее к своему образу жизни, своему времени, любить и уважать себя и свой организм, перечисляет она.

Больше половины из перечисленных трендов так или иначе связаны с развитием интернета, с вовлечением в разнообразные онлайн-активности все большей доли населения. Этот тренд актуален для подавляющего большинства стран, в том числе для России, отмечает руководитель Центра отраслевой экспертизы (ЦОЭ) Россельхозбанка Андрей Дальнов. «Интернет дает возможность учиться, общаться, находясь далеко друг от друга; жить за городом, не теряя офисную работу, и искать новый баланс работы и личной жизни, — комментирует он. — Но, конечно, главное с точки зрения потребительских трендов то, что интернет стремительно развивается как канал продаж, полноценно конкурирующий с ретейлом и индустрией гостеприимства (HoReCa)».

Depositphotos

По оценке ЦОЭ, доля онлайн в торговле продовольствием составляет около 2%, но в ближайшие пять лет может вырасти до 10 %. Таким образом, по значимости он может сравниться с HoReCa, где оборот составляет около 2 трлн руб. Если влияние пандемии на повседневную жизнь в этом году будет ослабевать, то рост интернет-торговли может замедлиться, продолжает Дальнов. «Сложно согласиться с аналитиками Euromonitor International, что это тренд именно 2022-го. Это скорее долгосрочный тренд, который будет приводить ко все бол́ ьшим изменениям на продовольственном рынке», — уточняет он.

Гендиректор группы «Продо» Вадим Долгов считает наиболее актуальным для России тренд признания значимости альтернативных каналов покупки товаров. «В нашей стране идет активное освоение онлайн-пространства как с точки зрения покупок, так и для получения различных услуг. Однако настоящим трендом за последние два года это стало для крупных городов, — говорит он. — В российских мегаполисах уровень онлайн-торговли и услуг вышел на принципиально новый рубеж, и этот процесс будет продолжаться в ближайшие годы».

По словам Долгова, группа «Продо» одной из первых среди производителей птицы и мясопереработчиков в марте-апреле 2020 года начала активно осваивать дистанционную торговлю. «В результате у наших брендов сегодня высокая представленность во всех крупнейших онлайн-магазинах, и продажи этого направления растут усиленными темпами уже почти два года подряд, — доволен он. — Я считаю это направление одним из наиболее перспективных для развития в ближайшее время, поскольку даже полное снятие всех пандемийных ограничений не вернет в офлайн-магазины тех, кто уже оценил плюсы дистанционных покупок».

Пандемия повысила интерес потребителей к фасованной продукции и к альтернативным каналам покупок: онлайн-сервисами пользуется все больше людей, вторит ему Суворова. Покупать уже упакованные продукты удобнее и быстрее, а самое главное — это безопасно. Их лишний раз никто не трогает, не перебирает, на них не оседает пыль: покупатель получает продукт, защищенный от механического и другого воздействия, поясняет она. Поскольку все больше людей в разных городах регулярно пользуются экспресс-доставкой, то востребованность фасованной продукции увеличивается. «В последние два года мы активно расширяем взаимодействие с альтернативными каналами продаж, наши поставки в адрес специализированных сервисов экспресс-доставки и интернет-площадок торговых сетей выросли в несколько раз», — отмечает она.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Места знать надо Места знать надо

Как города мира конкурируют за лидеров хай-тека, науки и креативных индустрий

РБК
Как перестать тратить и начать зарабатывать: 3 совета Михаила Лабковского Как перестать тратить и начать зарабатывать: 3 совета Михаила Лабковского

Деньги — цель или средство? Источник удовольствия или тяжкое бремя?

Psychologies
15-летний капитал 15-летний капитал

Какие достижения недавнего прошлого мы возьмем с собой в будущее

РБК
Как определить забитый катализатор не снимая его. Признаки Как определить забитый катализатор не снимая его. Признаки

Все о проверке катализатора: признаки неисправности и способы ремонта

РБК
Дядя честных правил Дядя честных правил

«Дядя Леша»: Юрий Деточкин нового времени

Weekend
«Как живые: Двуногие змеи, акулы-зомби и другие исчезнувшие животные» «Как живые: Двуногие змеи, акулы-зомби и другие исчезнувшие животные»

Какой была переходная форма от рыбы к четвероногому

N+1
Важный нюанс, из-за которого у вас плохо получаются снимки с зумом Важный нюанс, из-за которого у вас плохо получаются снимки с зумом

Съемка с оптическим увеличением только на первый взгляд кажется простой

CHIP
Петербург будущего Петербург будущего

Владимир Ильич Травуш проектировал самые высокие здания современной России

Собака.ru
Горячие головы Горячие головы

Как позаботиться о прическе с приходом теплого времени года

Лиза
Главный винодел России Леонид Попович: В СССР делали премиальное вино Главный винодел России Леонид Попович: В СССР делали премиальное вино

Как жили виноделы в годы горбачевской антиалкогольной кампании

СНОБ
Бегущая с волками. Какой получилась «Фуриоса: Хроники Безумного Макса»? Бегущая с волками. Какой получилась «Фуриоса: Хроники Безумного Макса»?

Несмотря на 2,5 часа хронометража, «Фуриоса» справляется с экспозицией за минуту

Правила жизни
Транзитный пассажир Транзитный пассажир

Актер Сергей Горошко перевоплощается легко и очень элегантно

OK!
Всё что вам нужно знать об обновлённом Skoda Kodiaq Всё что вам нужно знать об обновлённом Skoda Kodiaq

Что изменилось в новом поколении Skoda Kodiaq?

4x4 Club
Ты лучший: можно ли завести роман с близким другом? Ты лучший: можно ли завести роман с близким другом?

Стоит ли вступать в отношения с близким другом? Расцениваем все риски

VOICE
Для кого звонит рассветный колокол новой деревни? Для кого звонит рассветный колокол новой деревни?

Факторы эффективности проектов развития территорий на примере движения Сэмаыль

Позитивные изменения
Банкократия Банкократия

Как получилось, что банки растут в разы быстрее, чем вся остальная экономика

Монокль
От Гоши из «Москва слезам не верит» до Наумова из «Красных линий»: как менялся образ мужчины в российском кино От Гоши из «Москва слезам не верит» до Наумова из «Красных линий»: как менялся образ мужчины в российском кино

Как образ мужчины в российском кино отражал динамику общественных событий?

Maxim
Как по нотам Как по нотам

Никола Мельников об источниках вдохновения и подходе к пониманию искусства

Men Today
Позолоти перчатку: как зарабатывает и на что тратит состояние Тайсон Фьюри Позолоти перчатку: как зарабатывает и на что тратит состояние Тайсон Фьюри

Forbes Sport рассказывает о сумасшедших заработках Тайсона и его инвестициях

Forbes
10+ предметов, которые сделает ослепительно чистыми перекись водорода: советы клинеров 10+ предметов, которые сделает ослепительно чистыми перекись водорода: советы клинеров

Как использовать перекись водорода для очистки самых разных поверхностей

VOICE
Удивительная история! Как корабль «Аделла Шорс» нашли спустя 115 лет после таинственного исчезновения Удивительная история! Как корабль «Аделла Шорс» нашли спустя 115 лет после таинственного исчезновения

Что случилось с американским судном, которое исчезло вместе с экипажем в 1909?

ТехИнсайдер
Раз, два, ведьма заберет тебя: что смотреть, если вам нравится сериал «Уэнсдэй» Раз, два, ведьма заберет тебя: что смотреть, если вам нравится сериал «Уэнсдэй»

10 мистических сериалов, напоминающих «Уэнсдэй»

Правила жизни
Эксперимент Таскиги: одна из самых жестоких медицинских программ в истории человечества Эксперимент Таскиги: одна из самых жестоких медицинских программ в истории человечества

Проект Таскиги стал одним из самых жестоких случаев медицинского расизма

ТехИнсайдер
Закон цифровых джунглей Закон цифровых джунглей

В России появится цифровой кодекс — об этом сказано в стратегии развития

Цифровой океан
«Ищу мужа с шанхайской пропиской»: как работают китайские брачные рынки «Ищу мужа с шанхайской пропиской»: как работают китайские брачные рынки

Отношения в Китае: стихийные брачные рынки под открытым небом и феминизм

Forbes
Бескишечные морские черви, нефть, газ и жизнь на других планетах Бескишечные морские черви, нефть, газ и жизнь на других планетах

О положении вестиментифер и погонофор в системе животного царства

Наука и жизнь
Рейтинг для чемпионов Рейтинг для чемпионов

Рейтинг топовых российских спортсменов, чьи выступления не теряют актуальности

Men Today
Как быстро и компактно упаковать вещи: 7 советов стюардессы с 16-летним опытом Как быстро и компактно упаковать вещи: 7 советов стюардессы с 16-летним опытом

Советы бортпроводницы помогут ничего не забыть и обойтись минимумом вещей

ТехИнсайдер
Денис и Артемий Драгунские: «Мы поэты чего-то оптимистического» Денис и Артемий Драгунские: «Мы поэты чего-то оптимистического»

Писатель Денис Драгунский — о том, что для него значит слово «династия»

Правила жизни
Любовные страсти Древнем Новгороде Любовные страсти Древнем Новгороде

О чем писали в берестяных грамотах древние новгородцы?

Знание – сила
Открыть в приложении