К чему ведет сворачивание масштабной поддержки АПК

АгроинвесторБизнес

Эффект высокой базы

К чему ведет сворачивание масштабной поддержки АПК

Валерий Афанасьев

«Ростсельмаш»

После рекордных вливаний в аграрный сектор в 2023–2024 годах отрасль впервые за долгое время входит в фазу уменьшения господдержки. Бюджетный дефицит, высокая ключевая ставка и сокращение экспортных доходов вынуждают государство постепенно пересматривать подходы к финансированию. В центре внимания теперь не объемы субсидий, достигшие своего пика в 2024 году, а эффективность и адресность мер. Для бизнеса это означает необходимость пересмотра подходов к взаимодействию с властями: теперь конкуренция идет не только за рынки, но и за доступ к государственным деньгам.

Основная программа поддержки АПК ведется через Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (Госпрограмма АПК). В текущем году правительство утвердило изменения в этот документ, продлив срок его действия до 2030 года. Также средства аграриям выделяются в рамках принятой в 2019 году программы «Комплексное развитие сельских территорий» (КРСТ, направлена на создание благоприятных условий для работы и проживания людей на сельских территориях). Кроме того, с 2022-го действует программа «Эффективное вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развитие мелиоративного комплекса» («Земля»), и на ее реализацию тоже ежегодно выделяются определенные средства.

Анализ динамики поддержки отрасли в период с 2020 по 2025 год демонстрирует, что 2020-й и 2021-й характеризовались умеренным ростом расходов на Госпрограмму АПК. В частности, в 2020-м на ее реализацию было выделено 271,8 млрд руб. В 2021-м изначально на поддержку агропрома планировалось направить 256,2 млрд, но по уточненной бюджетной росписи фактические расходы составили 326,6 млрд руб., из которых 325,8 млрд были доведены до аграриев.

В последующие годы ожидалось снижение финансирования до 279,7 млрд руб. в 2022 году и до 295,5 млрд в 2023-м. Однако в 2022-м ситуация резко изменилась: влияние глобальных геополитических факторов потребовало увеличения объемов помощи сельхозпроизводителям, прежде всего для обеспечения продовольственной безопасности страны. В результате в тот год объем поддержки агропромышленного комплекса превысил 511 млрд руб., из которых почти 425 млрд было выделено в рамках Госпрограммы. Эта мера позволила смягчить последствия экономических изменений и поддержать стабильность сектора. Период 2023–2024 годов стал временем максимальной финансовой поддержки АПК. Так, в 2024-м сумма финансирования по трем госпрограммам, связанным с агросектором, достигла рекордных 665 млрд руб. (в 2023-м — 540 млрд). Из этой суммы на основную Госпрограмму АПК было направлено 530 млрд руб. (442,5 млрд), на КРСТ — 95 млрд руб. (63,7 млрд), а на программу «Земля» — 39,2 млрд руб. (34 млрд). Средства выделялись в том числе на решение вопросов импортозамещения.

Сокращение поддержки

С конца 2024 года начали поступать сообщения о снижении государственной поддержки аграрной отрасли. Согласно данным Минсельхоза, в 2025-м на развитие АПК планировалось выделить около 507,4 млрд руб., включая 351 млрд на Госпрограмму АПК, 115,9 млрд на КРСТ, а 40,7 млрд на развитие мелиорации. Итоговая цифра, вероятно, будет больше, так как уже в конце сентября министр сельского хозяйства Оксана Лут сообщала, что в текущем году на четыре отраслевые госпрограммы (включая указанные выше, а также программу развития рыбохозяйственного комплекса), предусмотрено финансирование в размере примерно 565 млрд руб. Традиционно основная часть средств выделяется на Госпрограмму АПК, в рамках которой уже освоено около 85 % бюджета. Тем не менее даже с учетом повышения эта сумма меньше, чем было выделено в предыдущем году.

22 октября Госдума приняла в первом чтении законопроект о федеральном бюджете Российской Федерации на 2026-й и плановый период 2027–2028 годов. Согласно представленному проекту, общий объем финансирования агропрома сократится еще на 25 млрд., до 540 млрд руб. Основные средства традиционно будут направлены на государственные программы, связанные с развитием сельского хозяйства и инфраструктуры сельских территорий. Так, на Госпрограмму АПК в следующем году планируется выделить 290,7 млрд руб., что намного ниже показателей последних лет. В последующие два года ожидается постепенное увеличение финансирования (см. график на стр. 34).

Программа КРСТ также получает значительную долю бюджета, однако с 2027 года ожидается резкое сокращение выделяемых средств — до 54,6 млрд руб. против 81,5 млрд в 2026-м. Корректируется также политика в отношении эффективного вовлечения земель сельскохозяйственного назначения в оборот и развития мелиоративного комплекса. Здесь тоже предусмотрено уменьшение объема поддержки по сравнению с 2025 годом: до 37,4 млрд руб. к 2026-му. Правда, в 2027-м и 2028-м суммы все-таки немного подрастут — до 39,2 млрд и 39,7 млрд руб. соответственно.

Наиболее значительное сокращение коснулось федерального проекта «Стимулирование инвестиционной деятельности в АПК». Его финансирование снизится со 168,6 млрд руб. в 2025-м до 122,4 млрд руб. в 2026 году. Основную часть этих средств (почти 117,9 млрд руб.) планируется направить на субсидирование льготных кредитов, однако это также будет ниже уровня текущего года, который составляет около 153 млрд. Меньше денег выделят и на проект «Развитие отраслей и техническая модернизация АПК»: 76,5 млрд руб. против 108,1 млрд в 2025-м.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении