Архитектор Эрик Оуэн Мосс — упрямый оптимист, перфекционист и мечтатель

AD

Портрет

Квартал желаний

Американский архитектор Эрик Оуэн Мосс — упрямый оптимист, перфекционист и практичный мечтатель. С ним побеседовали Владимир Паперный и Марина Хрусталева.

Эрик Оуэн Мосс

Родился в 1943 году в Лос‑Анджелесе. Окончил Калифорнийский университет, затем Гарвард. Собственное бюро Eric Owen Moss Architects открыл в 1973 году. Автор целого ряда построек в стиле деконструктивизма в Лос‑Анджелесе и множества нереализованных, но весьма заметных и титулованных конкурсных проектов для разных стран мира.

Эрик Оуэн Мосс известен в России главным образом как автор несостоявшегося проекта Мариинского театра в Петербурге. Проект, названный “глыбами льда” и “мешками с мусором”, вызвал переполох. Возможно, самую скандальную фразу одного архитектора о другом (если забыть о скандалах между Бернини и Борромини) произнес заслуженный архитектор России Никита Явейн: “Таким Моссам мы били по голове. Надеюсь, и будем бить”. Речь, разумеется, шла о проекте Мариинки.

Скандально известный конкурсный проект новой сцены Мариинского театра в Санкт-Петербурге Мосс сделал в 2002‑2003 годах.

Эрик не знает русского языка, но про Россию — неожиданно много. Может без ошибки перечислить всех правителей СССР и РФ, от Ленина до Путина. Прочитал всего Достоевского, включая черновики незаконченного “Жития великого грешника”. Может внятно изложить программу конструктивистов. Не путает Лисицкого с Ладовским, Малевича с Мельниковым, а Гинзбурга — с Голосовым. Его бабушка и дедушка приехали в Америку из Польши и Австро-Венгрии, а родители уже были типичными нью‑йоркскими интеллектуалами. Отец был писателем, автором восьми книг. В переписке родителей Эрик недавно нашел обсуждение советских политических процессов 1937 года. Самого Эрика часто принимают за ньюйоркца, но бóльшую часть жизни он провел в Южной Калифорнии, а магистерскую степень получил в Гарварде. Когда мы рассказываем ему про высокомерное отношение нью‑йоркского архитектора Роберта Стерна к Калифорнии — мол, “это место, где нет энергии”, — Эрик смеется:

— Это говорит архитектор, который строит в Лос‑Анджелесе романскую архитектуру. Если это энергия, Лос‑Анджелес должен гордиться, что здесь ее нет. Когда‑то Нью‑Йорк действительно был центром культуры. Все давно изменилось. Сам этот способ мышления — кто важнее, мы или они — рецидив прошлого. Люди передвигаются по всему миру, архитекторы строят на разных континентах. Мои единомышленники — Стивен Холл в Нью‑Йорке, Вольф Прикс, живущий в Вене, Том Мейн, чья студия находится в двух шагах отсюда, ну и Фрэнк Гери, конечно.

Башня Samitaur в Калвер-Сити построена в 2010 году. Это своего рода символ преображенного Моссом квартала города, где он на месте заброшенных складов создал среду для развития креативного кластера. Башня — это эффектное информационное панно, в ночи ее фасады превращаются в проекционные экраны.

Мы просим Эрика вернуться в прошлое и рассказать, что именно произошло с его проектом Мариинского театра. Не уверены, что ему захочется говорить о неудачах, но он охотно соглашается.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении