Женщины, которые не словом, а делом доказали, что они — вовсе не слабый пол

ADДизайн

И сотворили женщины

Женщины, которые не словом, а делом доказали, что они — вовсе не слабый пол. Рассказывает Екатерина Карпухина.

Торгово-развлекательный комплекс Galaxy Soho в Пекине по проекту Захи Хадид.

Архитектура интересовала женщин всегда: еще в XVI веке Катрин Брисонне в одиночку руководила строительством французского замка Шенонсо, пока ее муж Том Бойе был на войне. На стенах фасада даже сохранилась вырезанная надпись-девиз S’il vient à point, me souviendra (“Если удастся построить Шенонсо, меня будут помнить”).

Но все-таки женщин-архитекторов помнят неохотно: едва ли можно перечислить десять действительно громких имен. За всю историю попасть в ряды признанных профессионалов удалось немногим: сейчас среди сорока двух притцкеровских лауреатов всего две женщины — Заха Хадид и Кадзуё Сэдзима.

Отреставрированная вилла Е‑1027 по проекту Эйлин Грей в настоящее время.

Первые квалифицированные женщины-архитекторы

В конце XIX века женщины начали поступать в технические университеты и получать лицензии архитектора. Но высшее образование не гарантировало успешную карьеру. София Хейден Беннетт, первая женщина, окончившая Массачусетский технологический институт в 1890 году, реализовала за всю свою жизнь лишь один проект. Из‑за гендерной дискриминации она так и не смогла найти работу по профессии и была вынуждена устроиться учителем черчения в школу.

Чуть больше повезло Марион Махони Гриффин, получившей одной из первых в США лицензию архитектора. В 1895 году она устроилась помощницей к Фрэнку Ллойду Райту и проработала с ним более четырнадцати лет, однако оставаясь в тени. Она проектировала здания и мебель, создавала удивительные витражи и панно, а также рисовала акварельные изображения, которые, вероятно, составили почти половину эскизного портфолио Райта. Кроме того, Махони была одной из родоначальниц школы прерий.

Художественный музей Сан-Паулу по проекту Лины Бо Барди.

Казалось бы, женщины получили возможность заниматься любимым делом, но это была иллюзия — до признания их талантов было еще далеко. Например, Баухаус, самая прогрессивная архитектурная школа того времени, в 1919 году начала открыто принимать в программу квалифицированных женщин, однако при поступлении преподаватели настоятельно рекомендовали им выбирать женские ремесла. Так девушки, мечтавшие стать скульпторами, архитекторами, художниками, оказывались у ткацкого станка.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении