9 нонфикшен-книг, за которыми стоит охотиться на ярмарке Non/fiction
Самые желанные новинки книжной ярмарки.

С 4 по 7 декабря 2025 года в московском Гостином Дворе пройдет самое крупное книжное событие года — ярмарка Non/fiction. По традиции MAXIM составил список книг, на которые стоит обратить особое внимание. На этот раз охотимся за исследованием феномена питерских бань, за книгой, посвященной дефициту в СССР, за тайнами интимной жизни граждан Третьего Рейха и за многим другим.
«Три века петербургской бани. Мыльни, термы, сауны, парные», Игорь Богданов
Издательство «Академики»
Опираясь на несметное число источников, от сухих документов до живых мемуаров, историк и краевед Игорь Богданов препарирует петербургскую баню не только как архитектурный объект, но и как подлинное культурно-эстетическое явление.
В его тексте — масса того, что ныне зовется полезными инсайтами: старинные рецепты правильного парения, забытые техники мытья и массажа. Это подробный путеводитель по сервису, истории, а главное, по душам старых петербургских бань, их хозяев и тех, кто на протяжении веков наполнял их жизнь, — завсегдатаев. Это знание, которое стоит того, чтобы быть постигнутым.
«Дефицит: Как в СССР доставали то, что невозможно достать», Евгения Смурыгина
Издательство «Альпина Паблишер»
Что такое настоящий дефицит? Большинство из нас даже не представляет. Но звезды советской эпохи — великие актеры, режиссеры, артисты, среди которых Вениамин Смехов, Геннадий Хазанов, Александр Ширвиндт, Михаил Боярский, — знают это не понаслышке. В этой книге они без прикрас рассказывают о том, как функционировал СССР, когда банальные вещи были на вес золота. Это не просто истории о том, как люди изобретали невероятные лайфхаки, чтобы раздобыть дефицитные товары — от бытовой техники и модной одежды до книг, машин и даже билетов на спектакли. И уж тем более о том, как искали «нужных» людей: врачей, сантехников, автомастеров. Это захватывающий срез эпохи, когда каждая мелочь превращалась в вызов, а жизнь — в настоящий квест. И самое главное: это свидетельство железного характера советского человека, который находил выход из любой, даже, казалось бы, безвыходной ситуации.
