Намибия является одной из наиболее посещаемых стран Чёрного континента

4x4 ClubПутешествия

Кругосветное путешествие Алексея Камерзанова. Намибия

Текст Алексей Камерзанов

Если судить по популярности африканских туров, Намибия является одной из наиболее посещаемых стран Чёрного континента. Считается, что причина этого кроется в удивительном сочетании девственной природы и европейского порядка. По плану кругосветки именно Намибия должна была стать следующей страной нашего маршрута.

Бывшая Германская Юго-Западная Африка с одной стороны граничит с ЮАР, с другой - с Анголой. Огромное пространство пустыни Намиб, Берег Скелетов с останками кораблей, гигантские дюны в Соссусфлей, заброшенный город алмазодобытчиков Колманскоп, племена химба и гереро, жёсткие внедорожные трассы на севере... В общем, нитка нашего маршрута извивалась на карте как змея. Нам непременно хотелось проехать Намибию своим путём - не обычным туристическим, а более сложным. Именно поэтому мы сразу исключили популярный национальный парк «Этоша», добавив трек по самому северу, ближе к реке Кунене, где дороги были обозначены значком «4х4 Trail», то есть «Маршрут 4х4».

Немецкий порядок

Первое, что бросается в глаза при въезде в страну - это порядок. Немцы, проиграв в Первой мировой войне, лишились своих немногочисленных колониальных владений. Мандат на управление этими территориями получили англичане, и долгое время, вплоть до 1990 года, Намибия входила в состав сначала Южно-Африканского Союза, а затем - Южно-Африканской Республики. Тем не менее немецкие переселенцы не торопились уезжать с обжитых мест и в большинстве своём остались. Названия городов говорят сами за себя: Людериц, Виндхук, Колманскоп. Несколько тысяч семей здесь до сих пор считают немецкий своим родным языком. Знаки, дороги, чистота наводят на мысль, что вы попали в европейский анклав в сердце Африки.

Намибия и Эфиопия сопоставимы по размерам территорий (эфиопская почти на треть больше), но по количеству населения отличаются в 40 раз. По сравнению с эфиопскими 100 миллионами в Намибии почти пусто - всего 2,5 миллиона человек. И все они сосредоточены в более-менее крупных городах. Асфальтированные дороги здесь идеального качества. Гравийки, кстати, тоже. Впервые в жизни мы увидели на гравийной дороге ограничение - 100 км/ч. Но самое интересное, что скорость можно спокойно увеличивать до 110, и даже 130. Единственный минус - невероятное количество пыли, попадающее в наш не очень герметичный кунг, каждый вечер приходится выметать добрый килограмм африканского песка.

Кемпинги - особая гордость Намибии. Они есть практически везде, даже в самых отдалённых и глухих уголках страны. Стоят недорого (в среднем 10–15 американских долларов на человека) и, как правило, включают в себя чистую территорию, туалет, душ, часто - место для готовки, возможность купить дрова и доступ к электричеству. За две недели мы провели буквально несколько дней в гостиницах, да и то исключительно в крупных городах, а остальное время кемпинговались в палатках, чему были несказанно рады. За все предыдущие 25 000 км по восточному побережью мы всего несколько раз имели возможность разложить палатки, но, начиная с Намибии, они стали основным жильём.

Лагерь на Берегу Скелетов. Машины должны были защитить нас от шквального ветра

Каньон Фиш-Ривер

По гравийным дорогам за день можно спокойно преодолевать по 400– 500 км, по пути встретив всего несколько машин и небольших поселений. Такое ощущение, что здесь никто не живёт. Так мы добрались до Фиш-Ривер - самого большого в Африке каньона, находящегося недалеко от границы с ЮАР (откуда мы и въезжали). Как ни странно, понравился нам не столько сам каньон, сколько горячие источники по соседству. Уже после пятнадцати минут созерцания Фиш-Ривер на 40-градусной жаре становится откровенно скучно. Красиво, впечатляюще, но задерживаться не хочется. А вот источники Ай-Айс - настоящее чудо. Помимо зелёного кемпинга, здесь несколько бассейнов с природной тёплой водой. Один из них платный и работает до 20.00, другой, с подсветкой, открыт 24 часа в сутки. Какое же блаженство плавать в воде 34–35 градусов и смотреть на звёздное небо. Мы наслаждались, понимая, что дальше уровень комфорта будет идти по нисходящей. В соседней Анголе цивилизации куда меньше, а в ДРК (Демократической Республике Конго), Габоне и Камеруне путешествие превратится в настоящее приключение без кемпингов, бассейнов и прочих радостей жизни. Заодно мы наконец сумели разобрать полезные вещи, присланные нашим партнёром - компанией «Полиуретан». Теперь мы ещё и экипированы по полной!

Скалистые дороги севера Намибии, в окрестностях реки Кунене. Один из наших внедорожников потерял здесь три колеса из четырёх

Колманскоп

В 1883 году немецкий торговец Адольф Людериц выменял у местного племени за пару сотен ружей и сотню фунтов золота кусок побережья длиной в 40 миль. Правда, скоро немецкие власти объяснили предприимчивому Адольфу, что земля должна принадлежать Германии и нечего разводить самодеятельность. Побережье перешло в руки рейха, а название портового города осталось прежним Людериц. Честно говоря, городом я бы его не назвал, скорее уж поселком городского типа. Зато всё близко и доступно. Ещё на подъезде мы почувствовали неожиданно сильные порывы ветра, а ближе к городу песчаные перемёты на пути. Нам сказали, что это обычная погода для этого времени.

Буквально в 20 минутах от Людерица находится заброшенный город Колманскоп. В начале ХХ века здесь были обнаружены алмазы и началась настоящая алмазная лихорадка. Как в кино. Быстро и с немецкой педантичностью построили город. Дело пошло и из земли извлекали около 5 миллионов карат (около 10 % тогдашней мировой добычи), но уже к 1926 году месторождение полностью исчерпалось. Жители начали покидать дома, и к 1956-му город опустел. Позже алмазный гигант De Beers за свой счёт отреставрировал часть помещений до состояния 1926 года, но часть построек до сих пор занесена песком.

Скорость ветра превышает 90 км/ч. Машину раскачивает из стороны в сторону, на дороге песчаные перемёты, а крупный песок бьёт в стекло и скребёт по корпусу. На въезде в Колманскоп стоит открыть дверь, как в салон врывается песчаный вихрь. Выйти из машины непросто, но даже когда это всё-таки удаётся, ты получаешь порцию песка в лицо, рот, глаза и уши. Мы закутываемся, надеваем толстовки и очки и отправляемся на экскурсию по городу-призраку.

Идти тоже непросто. Ветер сбивает с ног. Фототехника тут же забивается песком. Особенно жуткое впечатление возникает в домах, где через разбитые окна и двери намело целые горы, крыша грохочет от ветра, а через микроскопические щели продолжает сыпаться песок. Я не впервые оказываюсь в заброшенных городах, и ощущение в них всегда одно и то же - хочется сбежать.

Отреставрированные помещения - просто живая история. Зал для кегельбана, спортивный зал, больница, несколько жилых домов с полным убранством: скатертями, кроватями, одеждой, мебелью и даже телефоном на столе. Всё это мы рассматривали под завывание ветра. Возникает ощущение, что пески времени уносят тебя в далёкое прошлое и сейчас ты услышишь звук шагов, голоса, появятся люди, когда-то добывавшие в этом аду алмазы...

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Mazda CX-5. Непредсказуемый успех Mazda CX-5. Непредсказуемый успех

Кроссовер Mazda CX-5 оказался очень хорош, отлично собран и вынослив

4x4 Club
Если мучает вина: как с ней справиться? Если мучает вина: как с ней справиться?

Зачем нам нужна вина, как отделить ее «здоровую» форму от неуместной

Psychologies
20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели 20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели

Объекты и явления, при помощи которых твой секс будет еще великолепнее

Maxim
Что не так с фильмом «Скандал» Что не так с фильмом «Скандал»

Видимо, иногда лучше не снимать кино вовсе, чем осторожничать до последнего

GQ
Будущее пятого поколения Будущее пятого поколения

Время 4G на исходе. 5G серьезно изменит нашу жизнь

Популярная механика
Пьер Андре: «Важно не остановить старение, а научиться стареть красиво» Пьер Андре: «Важно не остановить старение, а научиться стареть красиво»

Эксперт в сфере красоты о том, какие средства способны сделать нас моложе

Здоровье
Кто является автором термина «Великая Отечественная война»? Кто является автором термина «Великая Отечественная война»?

Кем впервые было произнесено название войны, которую предстояло пройти СССР

Дилетант
6 типов неверности: какие из них мы можем простить? 6 типов неверности: какие из них мы можем простить?

Рано или поздно измена появляется в жизни 25% пар, которые считались крепкими

Psychologies
Как мы будем лечить зубы в будущем: роботы-стоматологи и регенерация Как мы будем лечить зубы в будущем: роботы-стоматологи и регенерация

Стоматология стоит на пороге новых удивительных возможностей

Naked Science
Лучшие фильмы о любви на Лучшие фильмы о любви на

Подборка самых романтичных фильмов ко Дню всех влюбленных

Cosmopolitan
Фитнес-курс на весну Фитнес-курс на весну

Как быстрее скинуть лишний вес, набранный за зиму

Худеем правильно
Как я живу с булимией Как я живу с булимией

Наша героиня рассказывает о непростом пути к себе настоящей

Домашний Очаг
Записки политолога Записки политолога

Мы рискуем опоздать с любыми мерами по спасению системы

Эксперт
Все в дом Все в дом

Благотворительный фонд Владимира Потанина более 20 лет помогает Эрмитажу

Forbes
Успокоительное прошлое: почему нас никак не отпустит ностальгия? Успокоительное прошлое: почему нас никак не отпустит ностальгия?

Почему в 2010-е общество пережило XX век и что заставляет нас возвращаться

РБК
«Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн»: как Марго Робби вновь уходит в отрыв «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн»: как Марго Робби вновь уходит в отрыв

Новая картина с Марго Робби дотянулась до первого уровня «эмансипации»

Forbes
Эпизод десятый: в котором все неожиданно закончится, чтобы потом снова начаться Эпизод десятый: в котором все неожиданно закончится, чтобы потом снова начаться

Происходит ключевая сцена сериала — проповедь на площади Сан-Марко в Венеции

Esquire
Питательная маска для волос: 5 лучших рецептов для всех типов Питательная маска для волос: 5 лучших рецептов для всех типов

Важна ли питательная маска в уходе для волос?

Cosmopolitan
Последний ад или последний рай? Последний ад или последний рай?

Удастся ли Индии сохранить на Андаманах последних жителей каменного века

Огонёк
Kosmo как предчувствие Kosmo как предчувствие

Как реконструкция офисного здания может способствовать его выгодной продаже

Forbes
Где все?! Живущий в Китае москвич — о том, что происходит в стране Где все?! Живущий в Китае москвич — о том, что происходит в стране

Писатель Вадим Чекунов несколько лет живет и работает в Китае

РБК
Тест-драйв Audi A8L. Три мнения об автомобиле, греющем ступни Тест-драйв Audi A8L. Три мнения об автомобиле, греющем ступни

Рассказываем об одном из самых дорогих седанов рынка — Audi A8L

РБК
Калибрище: как немцы построили грозную и бестолковую пушку Калибрище: как немцы построили грозную и бестолковую пушку

"Дора" - впечатляющая царь-пушка на железнодорожном ходу невиданных размеров

Популярная механика
Река Енисей, Россия Река Енисей, Россия

6300 км на восток от Барселоны, чтобы попасть в ошеломительный ледовый край

Maxim
Мистер конгениальность. Где искать профессиональных менторов и наставников Мистер конгениальность. Где искать профессиональных менторов и наставников

Основатель U Skillz рассказывает, где и чему учиться у конгениальных людей

Forbes
Брат ты мне или враг? Брат ты мне или враг?

Разбираем пять мифов о дружбе

Psychologies
Самые популярные гаджеты десятилетия Самые популярные гаджеты десятилетия

Какие гаджеты прошедшего десятилетия оказались самыми востребованными

CHIP
От чего зависит уровень вашего либидо От чего зависит уровень вашего либидо

У либидо есть два фронта – видимый и невидимый

GQ
Рождение, венчание, ложная тревога и еще 4 невероятных случая в самолете Рождение, венчание, ложная тревога и еще 4 невероятных случая в самолете

Несколько удивительных историй не только о людях на борту, но и об одной кошке

РБК
Тест-драйв Renault Arkana. Лед и турбо Тест-драйв Renault Arkana. Лед и турбо

Зимняя проверка для мотора 1,3 с вариатором и полным приводом

РБК
Открыть в приложении