Золотое время: как покупать бизнес в кризис
Если вы хотите потратить на покупку актива небольшие деньги и вернуть инвестиции с прибылью через несколько лет, коронакризис для вас — просто подарок судьбы, считает эксперт Школы миллиардера Дмитрий Бетанели
Большинство российских компаний малого и среднего бизнеса до кризиса не интересовали покупателей. Кому нужен овощный ларек или салон красоты эконом-класса? Такое безразличие понятно – мало у каких отечественных компаний есть конкурентные преимущества – рынок сбыта, бренд, уникальные технологии. В кризис на эту едва дышащую мелочевку тем более никто не позарится.
Многим сделкам в кризис не суждено свершиться еще и из-за того, что покупатели сами сидят с пустыми карманами. Тем не менее, приобрести выгодное дело даже при таких вводных сейчас можно. Для этого нужно соблюдать пять правил.
1Покупайте не компанию, а актив
Оценивая потенциально интересную компанию, обращайте внимание не столько на ее «звездность» и прибыльность, сколько на наличие хороших, но невостребованных активов. Так, у невзрачной и просевшей в кризис компании может быть качественная производственная площадка с хорошими подъездными путями, помогающая работать быстрее конкурентов, которая сегодня простаивает. Именно из-за таких активов — автопарка, качественного складского помещения, магазинной локации с хорошей проходимостью, — компанию стоит купить в кризис.
Более того, сейчас есть шансы приобрести такой актив дешевле, потому что в их руках этот актив меньше стоит. Например, у компании есть машина, которая работает только четыре часа в сутки, то есть в шесть раз меньше, чем могла бы.