Рассказ Валерия Цуркана «У Шивы длинные руки»

Знание – силаКультура

У Шивы длинные руки

Валерий Цуркан

Разноцветные искры хаотично метались в полутемной комнате, постепенно складываясь в картину. Световое полотно, висевшее в воздухе, художнику не нравилось. Нет, техника на высшем уровне — все же он Айвен Итан, известный мастер света, его выставки собирали тысячи человек на всех континентах. Но почему в лицах людей нет жизни, почему город настолько уныл, почему эта картина — как штамп старых работ?

Осталось лишь закрепить частицы света и обрамить энергобагетом. Нет, не сегодня, сказал себе Айвен и движением руки разрушил свое создание. Искры разлетелись по студии и погасли, медленно оседая на пол.

Иногда Айвену казалось, что в нем живет еще один человек. Иной раз чужие образы всплывали в сознании по ночам, и он видел странные сны. В юности такое случалось часто, с годами все реже и реже, потом прекратилось. Снилось, будто бродит по разрушенному городу, руины которого чадили дымом. В некоторых снах боролся с богами — почему-то это всегда были древние индуистские боги. Не знал, откуда все это приходило — войны завершились две тысячи лет назад, люди уже и забыли, какой была Земля во младенчестве. Наступила Эра Благоденствия.

Один сон и подтолкнул к созданию первых картин, до сих пор считавшихся непревзойденными. А затем в Айвене что-то сломалось, сны изменились, и он превратился в модного художника.

***

В Калькутту он прилетел за день до выставки.

Некогда город была разрушен как и многие другие города, выжжен огнем последней войны. Никто не знает, сколько лет длился период Опустошения. Но наступила Эра Благоденствия. Люди восстановили города, создав точные копии по сохранившимся записям.

В юности в своих ночных грезах Айвен видел эти города в неприглядном свете — обгоревшие костяки зданий, клубы черного дыма, застилавшие небо. Часть этих видений перенес на свои ранние полотна, которые тогда всколыхнули общество — никто до него не касался этой темы.

Айвен не спеша прошелся по мосту Ховрах. Это место тоже снилось, но тогда все было иначе — всюду грязь, у моста находился многолюдный базар, огромные толпы бедно одетых индусов, река медленно несла мутные зеленые воды в Бенгальский залив.

Сейчас же город был аккуратным, по улицам можно пройтись, не толкаясь, вместо древних авто в воздухе сновали пассажирские электрокоптеры.

Выставка, как обычно, прошла с большим успехом. На открытии было так много народу, что администраторы впускали посетителей партиями, а у входа в музей собралась огромная толпа.

Ранние картины Айвена Итана ценители искусства считали лучшими, однако обычных зрителей привлекали более поздние полотна, созданные, когда Айвен уже стал популярным художником.

У Трилогии «Тримурти» задержался пожилой седоватый индус в белоснежном шервани, отделанном позолотой. Обратив внимание, что Айвен наблюдает за ним, улыбнулся и подошел к художнику.

— Ранджит Тхакур, — представился и сложил перед собой ладони в традиционном приветствии. — Я давно слежу за вашим творчеством.

— Я заметил, что вы заинтересовались «Тримурти»?

— Это ваши лучшие работы. В них множество смыслов.

— Я их тоже люблю. Но люди предпочитают мои последние картины.

— Люди не видят, — индус улыбнулся, лучи морщин разбежались от глаз. — А я вижу.

— Вы тоже художник?

Ранджит Тхакур коротко и вежливо рассмеялся.

— Нет. Хотя рисовать умею, но не обладаю талантом. Однако я умею видеть и понимать. Я бы хотел встретиться с вами сегодня вечером и поговорить о вашем творчестве.

— Я… не знаю, будет ли у меня время.

Индус взял его под локоть и заговорил негромким голосом:

— Надеюсь, наше знакомство будет вам на пользу. Я не последний человек в Калькутте, если вам это важно, и имею некоторое влияние в высших кругах. И мне действительно интересно… и даже очень важно поговорить о ваших картинах.

Айвен смутился впервые за долгие годы.

— Нет, мне не важно, богаты вы или нет, знатны или не очень. Если вас действительно интересуют мои полотна… Тем более «Тримурти», которую я тоже считаю лучшей, то… Где мы можем встретиться?

— Мой дом всегда открыт для хороших людей. Я пришлю за вами, когда вы закончите.

Открытие выставки завершилось беседой с несколькими журналистами крупных телеканалов. Айвен устал, но все же не отказался от встречи с новым знакомым.

У выхода ждал электрокоптер Тхакура. Тот жил в отдельном доме — настоящий дворец, не меньше десяти комнат. Едва коптер опустился во дворе, двери дома распахнулись, и гостеприимный хозяин вышел встречать гостя.

Вошли внутрь, и Ранджит провел Айвена в большой зал. Пока гость осматривал комнату, мальчишка лет двенадцати проворно накрыл стол — запеченные цыплята тандури, дхокла, бирьяни, несколько салатов.

На стенах висели картины, среди которых художник узнал несколько полотен известных мастеров прошлого, написанных обычными красками, — наверное, купленных на аукционах. Все это стоило настолько дорого, что свидетельствовало о неимоверном богатстве хозяина дома.

— Это очень впечатляет, — заметил ошеломленный роскошью Айвен.

— Все эти вещи я собирал в поездках по миру. Пусть вас это не смущает. Я люблю предметы искусства, а мое положение и моя работа позволили собрать эту коллекцию.

Сели за стол. Мальчик принес вина и скрылся за дверью. Ранджит разлил по бокалам янтарный напиток.

— Сначала выпьем и поедим. Амрит — лучший повар в Калькутте. Не смотрите, что он еще мал, он готовит как бог.

Съели по паре куриных ножек, принялись за рисовый бирьяни с рыбой. После второго бокала вина Ранджит начал разговор.

— Нам нужно поговорить об искусстве и не только. Скажите, вы видите сны? Уверен, что первые полотна вы писали по своим снам.

— Сны? — удивился Айвен. — Как и все нормальные люди. Сюжет «Тримурти » родился именно так.

Ранджит прихватил тремя пальцами мелко нарезанные томаты с кинзой и отправил в рот.

— Я чувствовал это. Не удивляйтесь, но я тоже видел эти сны. Когда я впервые увидел копию первого полотна трилогии — «Брахма, создающий мир», то меня будто током пронзило. Я сказал себе — это же мой сон!

Айвен закурил.

— Это правда? О том, что вы видели эти же сны?

Ранджит не спеша пригубил вино.

— Чистая правда. Сюжеты всех трех картин я видел во снах. Но позвал я вас не из-за этого. Есть более серьезные вещи, о которых нам надо поговорить.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ушедшее в народ Ушедшее в народ

Как сон мастера картонажа прославил духов Мексики?

Вокруг света
В этот раз я не родился курьером В этот раз я не родился курьером

Ведь доставлять можно не только продукты... можно нести что-то большее

Правила жизни
Образование в Российской империи было доступнее, чем кажется Образование в Российской империи было доступнее, чем кажется

Каким было образование в Российской империи начала XX века?

Знание – сила
«Стекло в пуантах — прошлый век» «Стекло в пуантах — прошлый век»

Почему в профессии балерины так важны верные партнеры и любовь к своему делу

OK!
Как подключить телефон к машине: 3 способа Как подключить телефон к машине: 3 способа

Зачем подключать телефон к машине и как это сделать?

РБК
Скороварка эволюции: как городская жизнь изменила вид и повадки животных и насекомых Скороварка эволюции: как городская жизнь изменила вид и повадки животных и насекомых

Как меняются животные и растения в городах

Forbes
Законы подземных мелодий Законы подземных мелодий

Репортаж из столичного метро: чем живут музыканты под землей

Монокль
Исследование: что такое для российских компаний кадровый резерв, как (и зачем) его формировать Исследование: что такое для российских компаний кадровый резерв, как (и зачем) его формировать

Что такое кадровый резерв и кто его формирует?

Inc.
Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают? Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают?

Выгорание OLED-экранов: оправданы ли страхи в действительности?

CHIP
Мария Стерникова о Валерии Носике: «Он был человеком необыкновенной доброты и света» Мария Стерникова о Валерии Носике: «Он был человеком необыкновенной доброты и света»

«Он, как волшебник, прилетал ненадолго со съемок, а внизу его уже ждала машина»

Коллекция. Караван историй
5 привычек, которые бесят всех врачей 5 привычек, которые бесят всех врачей

Почему врач не может поставить вам правильный диагноз?

Maxim
Александр Гронский и Алина Глазун Александр Гронский и Алина Глазун

Арт-паверкапл художницы Алины Глазун и фотографа Александра Гронского

Собака.ru
Тихая охота Тихая охота

Как правильно и безопасно собирать грибы осенью

Лиза
Несколько десятков страниц: 8 самых коротких книг-бестселлеров в мире Несколько десятков страниц: 8 самых коротких книг-бестселлеров в мире

Встречайте: 10 коротких, но жутко интересных и важных книг

ТехИнсайдер
«Операция „Барбаросса“: Начало конца нацистской Германии» «Операция „Барбаросса“: Начало конца нацистской Германии»

Что мешало немцам продвигаться к Москве

N+1
Кто даст мне сто долларов? Кто даст мне сто долларов?

Аукционные дома Sotheby’s и Christie’s: инструкция по применению

Weekend
Премиальный минимализм Премиальный минимализм

Эта ванная — пример идеального премиального минимализма

Идеи Вашего Дома
Президент Венесуэлы Уго Чавес: какую политику вел мужчина и почему в конечном счете она провалилась Президент Венесуэлы Уго Чавес: какую политику вел мужчина и почему в конечном счете она провалилась

Рассказываем о приходе Чавеса к власти и последствиях его президентства

ТехИнсайдер
Чертополох в золоте: как заработать на украшениях из листьев и растений Чертополох в золоте: как заработать на украшениях из листьев и растений

Как не просто сохранить, но и масштабировать хендмейд бизнес

Inc.
Редкоземельные планы Редкоземельные планы

Проекты по добыче редких металлов должны быть запущены в ближайшие пять лет

Ведомости
Светлая сила Светлая сила

Что такое фотовольтаические системы и из чего они состоят?

Y Magazine
Внедрение ИИ в России: «Мы движемся к точке невозврата» Внедрение ИИ в России: «Мы движемся к точке невозврата»

ИТ-эксперт о необходимых законах об ИИ и угрозах бесконтрольной цифровизации

ФедералПресс
Другая история Другая история

Человеческому терпению нет предела, но это явно не тот случай!

Знание – сила
Ренессанс спальных районов: почему стало модно жить не в центре Ренессанс спальных районов: почему стало модно жить не в центре

Жизнь в спальнике — не вынужденная экономия, а манифест нового образа жизни

Inc.
Шутки в сторону Шутки в сторону

Почему юмор уже не тот

Men Today
Исследование: как пустынная пыль влияет на образование облаков и климат Исследование: как пустынная пыль влияет на образование облаков и климат

Как пустыни влияют на формирование облаков?

ТехИнсайдер
«Дом моей матери» Шари Франке. Эксклюзивный отрывок на Maximonline.ru «Дом моей матери» Шари Франке. Эксклюзивный отрывок на Maximonline.ru

Книга «Дом моей матери» читается как личное расследование: отрывок

Maxim
Жизнь по референсам Жизнь по референсам

Что такое «пинтерест-синдром» и как не утонуть в одинаковой эстетике

Grazia
Лабораторное приборостроение по-русски Лабораторное приборостроение по-русски

Замгендиректора «Праймлаб» о стратегии, конкуренции и сарафанном маркетинге

Монокль
Чем известен убитый союзник Дональда Трампа Чарли Кирк Чем известен убитый союзник Дональда Трампа Чарли Кирк

Мученик-трампист Чарли Кирк был консерватором, популярным среди молодежи

Ведомости
Открыть в приложении