Тувинская «долина царей» – кладбище вождей азиатской Скифии

Расположенная в самом центре Азии, Тува является частью обширного Саяно-Алтайского нагорья. Это уникальная страна, где природа широко продемонстрировала свои возможности, создав на сравнительно небольшой территории почти все известные ландшафты – от пустыни до тундры. Здесь берет начало одна из величайших рек мира – Енисей, называемый тувинцами уважительно Улуг-Хем – «великая река». Около половины всей территории занимает горно-степная зона, издавна привлекавшая кочевников. В Туве, несмотря на то, что большинство ее населения сейчас живет уже городской жизнью, до сих пор сохранился древний кочевой быт. Здесь легко можно увидеть юрту, всадников, загоняющих отару или табун. В высокогорных долинах пасутся стада яков, в горно-таежной зоне разводят оленей, а на юге – верблюдов. Идеальные условия для сезонных перекочевок позволяют предполагать, что этот регион являлся одним из очагов возникновения кочевого скотоводства.

Как в географическом, так и в историко-культурном плане Туву можно рассматривать с одной стороны как часть Южной Сибири, с другой – как обширную область Центральной Азии. Древние племена, населявшие эту страну, находясь на «перекрестке» культурных традиций, оставили многочисленные памятники, органично вписавшиеся в прекрасные природные ландшафты.
Подавляющее большинство археологических памятников Тувы составляют древние захоронения – курганы. Они повсеместно встречаются в степных долинах горных рек, на пологих склонах гор и просто в степи. Название «курган» для погребальных памятников Тувы достаточно условно, так как лишь некоторые из них имеют высокую насыпь из земли и действительно похожи на могильные холмы европейских степей. Азиатские кочевники гораздо чаще использовали при устройстве своих захоронений камень. Надмогильные сооружения представляли собой сложные архитектурные конструкции, имеющие множество деталей, обусловленных погребальным ритуалом. Несомненно, большое значение при возведении кургана имел социальный статус самого умершего. Вождей хоронили особенно пышно, сопровождая в последний путь многочисленными предметами и совершая обильные жертвы. Археологические исследования показывают, что даже после похорон такие курганы продолжали активно посещаться для выполнения поминальных тризн и иных ритуалов. Как правило, элитные памятники представляют собой сложные погребально-поминальные комплексы, являющиеся своеобразной квинтэссенцией мировоззрения оставившего их общества. Почти в каждом регионе кочевого мира известны места, где сосредоточено наибольшее число таких сооружений – «царские кладбища» скифской эпохи. В азиатских степях это Салбыкская долина в Хакасии, Чиликтинская в Восточном Казахстане, Бесшатырский некрополь в Семиречье, Пазырыкский могильник на Алтае.

В Туве тоже есть такое место – Турано-Уюкская горно-степная котловина. Здесь в обширной долине реки Уюк находятся сотни больших земляных или сложенных из камней курганов. Некоторые из них достигают 100 м в диаметре при высоте в несколько метров. Особенно многочисленны могильники в глубине долины, там, где сходятся под углом образующие ее хребты – Куртушибинский на севере и Уюкский на юге. Местные жители называют это место «долина царей». Большинство этих памятников разграблено в последующие исторические эпохи. Можно предположить, что могилы раскапывались не только из-за захороненных вместе с древними владыками сокровищ, но и с целью осквернения праха могущественных врагов, духи которых могли навредить вновь пришедшим на эти земли завоевателям.

Это место издавна привлекало исследователей. Многие путешественники, совершившие в конце XIX – начале ХХ вв. поездки по Урянхайскому краю (так тогда называлась Тува), оставили описания грандиозных курганов в нетронутой тогда степи. Отсюда происходят наиболее крупные оленные камни – стелы с изображением воинских атрибутов, которые символизировали воинов. Они стояли некогда у мемориалов вождей кочевников раннескифского времени, а теперь украшают стеларии музеев в Кызыле и Минусинске.

Первые археологические раскопки на территории «долины царей» связаны с именем Александра Васильевича Адрианова, который в 1916 году исследовал около двадцати курганов. Изданные дневники этого пионера тувинской археологии показывают, что методика его раскопок, хотя и была по современным понятиям далека от совершенства, но отвечала представлениям того времени и позволила ученому сделать ряд интересных наблюдений. В числе прочих А. В. Адриановым в «долине царей» были впервые раскопаны и два захоронения скифского времени, находки из которых сохранены в музее Томского университета.
Затем, до начала 70-х годов ХХ века, в исследовании этой территории наступает перерыв. За прошедшее время хозяйственное освоение земель в годы советской власти, активно внедрявшей земледелие на исконно скотоводческих территориях, привело к тому, что большинство степных участков долины были распаханы. При этом насыпи многих курганов были повреждены, а некоторые, состоящие из земли, полностью нивелированы с поверхностью пашни. Каменные наземные сооружения также подверглись интенсивному разрушению. Камень добывался из их насыпей при помощи бульдозеров и экскаваторов и вывозился для строительства хозяйственных объектов новых совхозов. Множество древних памятников было нарушено или полностью уничтожено при строительстве дорог в районе.
Именно эти причины послужили поводом для раскопок самого большого памятника в долине, расположенного на окраине поселка Аржан. Колоссальный курган, получивший наименование Аржан, неоднократно осматривался путешественниками и исследователями в начале ХХ века, которые оставили его описания и обмеры. По данным Л. Р. Кызласова первоначальный диаметр памятника составлял 118 м с севера на юг и 126 м с востока на запад при высоте 3,5 м над уровнем современной поверхности. Археологические работы под руководством М. П. Грязнова и М. Х. Маннайоола продолжались с 1971 по 1974 год и произвели огромный резонанс в мировой науке. Материалы этого кургана позволили по-новому оценить вклад восточной зоны Великого пояса степей Евразии в формирование скифских культурных традиций.

Но поводом для раскопок стали разрушения, поскольку поселок, имя которому и дал курган, не пощадил его. Вот как описывает М. П. Грязнов в своей книге 1980 года вид этого грандиозного сооружения к началу исследований: «…курган представлял собой обширную плоскую платформу, пологие края которой были задернованы, а неровная поверхность, возвышавшаяся на 1-1,5 м над окружающей степью, изрыта бульдозером. Повсюду виднелись задетые ножом бульдозера бревна, расположенные в разных направлениях. В нескольких местах, где выступали как бы углы срубов, кем-то делались попытки прорубить бревна или прожечь их, чтобы проникнуть внутрь сооружений. Но везде толстые лиственничные бревна были крепки (не поддавались топору) и мокры (не поддавались огню). Через курган, по его середине, была проложена шоссейная дорога…».