Как греки превратили скифов в символ воинской чести и простоты

Знание – силаИстория

Скифы Северного Причерноморья: легенды и реальность

Татьяна Рябкова

Рис. 1 Сосуд со сценами охоты. Курган Солоха, Государственный Эрмитаж (ГЭ), инв. № Дн.1913-1/40. Фото В. С. Теребенина

Пожалуй, нет на свете такого человека, который бы не любил сказки и фантастические истории. Каждый из нас с детства попадает под их невыразимое обаяние и на протяжении всей своей жизни сохраняет эту привязанность. Ореол загадки и недосказанности присущ и историческим сведениям, относящимся к древним эпохам: все это если и происходило, то давным-давно, в легендарные «времена оны»… История скифов – могучего кочевого народа Северного Причерноморья – тоже воспринимается как легенда. Ее можно поставить в ряд с другими знаменитыми историями мировой культуры, возникшими на основании реальных событий. Таковы легенды об Александре Македонском, о рыцарях короля Артура, о Хосрове и Ширин, о Тамерлане… Каждый россиянин со школьной скамьи помнит знаменитые строки А. А. Блока из стихотворения «Скифы»:

Мильоны – вас.
Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы,
С раскосыми и жадными очами!

Хлесткие слова и яркие образы воспринимаются сознанием как нечто достоверное, и вот уже встает перед глазами огромное и грозное, как море, полчище кочевников-скифов, которое для поэта отождествляется с населением России. Для XIX века кочевые племена, известные россиянам, – как правило, представители монголоидной расы. Поэт изображает скифов «с раскосыми очами», следуя этой традиции и дополняя легенду, хотя на самом деле скифы – это иранский народ. Благодаря изображениям на драгоценных сосудах, сделанных по заказу скифской знати мастерами из греческих городов Северного Причерноморья, внешность скифов хорошо известна (рис. 1). По скупым лингвистическим данным, – названиям племен, личным именам, – сохранившимся в письменных источниках контактировавших с кочевниками народов, установлено, что скифы и саки говорили на древнеиранских языках, родственных древнему персидскому и современному осетинскому.

Отождествление российского населения со скифами – это тоже часть легенды о скифах. Так, например, в античной географии существовало представление о Европейской (причерноморско-приазовской) Скифии и Скифии Азиатской, простирающейся от Гирканского (Каспийского) моря до пределов Китая. Таким образом, территория России как евразийского пространства во многом совпадает с территорией, известной античным авторам как «Скифия». В эпоху Средневековья земли, простирающиеся к северу от Черного моря, продолжали называть Скифией, хотя реальный народ давно сошел с исторической арены. Самое заметное государство на этих землях – Древнюю Русь тоже часто называли Скифией, и древнерусские летописцы продолжали следовать этой традиции, повествуя, как апостол Андрей Первозванный с проповедью Евангелия «среди скифов» дошел до Киева и Новгорода.

Веками немеркнущая легенда о Скифии повлияла и на зародившуюся в XVIII веке российскую историческую науку. М. В. Ломоносов, рассуждая о «древних родоначальниках нынешнего российского народа», полагал, что «скифы не последнюю часть составляли». В XIX – начале XX века, со стремительным развитием археологии, были открыты великолепные скифские памятники Северного Причерноморья – курганы Келермеса, Куль-Оба, Солоха, Чертомлык, Огуз. Эти удивительные открытия вновь сконцентрировали внимание общества на древнем периоде истории России, и легенда о скифах вновь засияла новыми красками.

Появление легенды о скифах относится, по современным представлениям об исторической хронологии, еще к эпохе бронзового века. Первое упоминание, которое можно связать со скифами, присутствует в Библии, в книгах Ветхого Завета. В книге родословия Ноя сообщается: «Вот родословие сынов Ноевых: Сима, Хама и Иафета. После потопа родились у них дети. Сыны Иафета: Гомер, Магог, Мадай, Иаван, [Елиса,] Фувал, Мешех и Фирас. Сыны Гомера: Аскеназ, Рифат и Фогарма. Сыны Иавана: Елиса, Фарсис, Киттим и Доданим. От них населились острова народов в землях их, каждый по языку своему, по племенам своим, в народах своих» [Бытие, гл. 10:1-5]. Под именами Гомера и Аскеназа упоминаются киммерийцы и скифы (Алексеев, «Хронография Европейской Скифии VII—IV веков до н. э.», 2003. С. 79.) Позднее, около 594/3 года до н. э. в речах против Вавилона пророк Иеремия упоминает царство), Аскеназ и Мидию [Иер. 51:27—28].

Но еще до того, как скифы-«ашкеназ» попали в поле зрения пророка, они были известны ассирийцам, о чем есть упоминания в клинописных источниках. Ассирийцы столкнулись с кочевниками «умман-манда» в VIII веке до н. э. В донесении главы ассирийской внешней разведки царевича Синаххериба его отцу – царю Саргону II упоминаются масштабные военные действия в соседней стране – Урарту. Для похода против кочевников-киммерийцев было собрано все войско вместе с царем, туртаном (главнокомандующим) и 13-ю областеначальниками. Несмотря на концентрацию сил, киммерийцы нанесли урартам сокрушительное поражение, чем и воспользовался Саргон II. В 714 году он наголову разбил войска урартского царя Русы I. На протяжении VII века до н. э. киммерийцы часто упоминаются в ассирийских документах: некоторые отряды орудуют в границах Ассирии, в Табале, другие – на востоке, в соседней Манне, разоряют земли фригийцев, и царь Фригии Мита (Мидас?) ищет военного союза с Ассирией против этих грозных кочевников…

Археологическими свидетельствами этих кочевнических действий являются наконечники стрел архаических скифских типов и другие предметы, известные в памятниках Анатолийского нагорья от Малатьи до Гордиона. Важно отметить, что в письменных источниках того времени упоминаются два кочевых народа – киммерийцы и скифы – «гимирру» и «ашкеназ», но археологически они не различаются, поскольку пользовались предметами, характерными для памятников скифской архаической культуры Северного Причерноморья.

Скифы упоминаются в ассирийских хрониках на 50 лет позже киммерийцев, в 70-х годах VII века до н. э. в контексте нападений на восточные границы Ассирии, когда они выступали вместе с мидийцами. Вождем их был Ишпакай, который, вероятно, был убит в ходе этих баталий. Его наследник Партатуа возглавил скифов около 673 года до н. э. и был титулован как «царь скифов». Могущество его возросло настолько, что среди клинописных документов есть запросы к оракулу божества Шамаша, судя по которым, велись переговоры о браке ассирийской царевны и «царя скифов» Партатуа: «Партатуа, царь скифов, послал гонца к Асархаддону… Если Асархаддон, царь Ассирии, отдаст в жены Партатуа, царю скифов, дочь царя, вступит ли с ним Партатуа, царь скифов, в союз, слово верное, мирное, слово дружбы скажет ли Асархаддону, царю Ассирии, клятву верности будет ли выполнять поистине…». В более поздних ассирийских источниках упоминания о скифах отсутствуют. Это считается доказательством того, что брак был заключен и Партатуа оказался верным своему слову. Выйдя из коалиции с Мидией и Манной, скифы позволили Ассирии закончить войну на приемлемых условиях и в дальнейшем выступали даже как ее союзники. Во всяком случае, тексты времени правления Асархаддона и Ашурбанипала скифов в числе врагов Ассирии не упоминают. Археологически подтвердить эту версию развития событий сложно, но, тем не менее, в одном из курганов Келермесского могильника1 в 1904 году был обнаружен комплект предметов, достойных особы царского ранга. Наконечник браслета с розеткой-эмблемой древневосточного божества Иштар (рис. 2.1), украшения браслета со львиными головами (рис. 2.2–3), бронзовая чаша для совершения ритуальных возлияний (рис. 2.4), колчанная застежка (рис. 2.5) и украшения ручек трона (рис. 2.6–7) изготовлены в ассирийских мастерских в VIII – начале VII века до н. э. С такими атрибутами, как правило, изображают ассирийских царей (рис. 2.8), и они могли быть дипломатическим даром только равному по статусу человеку – царю и союзнику.

1Келермесский могильник (близ ст. Гиагинской в республике Адыгея) включает в себя, наряду с курганами эпохи бронзы, подкурганные захоронения скифских военных вождей, датирующихся концом VIII—VII вв. до н. э. Эталонный памятник периода скифской архаики, раскапывался в 1903—1904 и 1980—1995 гг.

Рис. 2. Комплект вещей из 3-го Келермесского кургана (1–7) (ГЭ, инв. №№ Ку.1904-1/2, Ку.1903-1904-1/11, Ку.1903-1904-1/12, Ку.1903-1904-1/40, Ку.1904-1/11, Ку.1904-1/11. Фото В. С. Теребенина), рельеф с изображением царя Ассирии, деталь (8)

О последующих событиях скифской истории известно из труда малоазийского грека Геродота, уроженца города Галикарнас. Собирая сведения о народах, имевших отношение к греко-персидским войнам V века до н. э, он много путешествовал, посетил и Скифию, где жил какое-то время в городе Ольвия – колонии Повествуя о переднеазиатском периоде скифской истории, он упоминает царей, известных и по ассирийским хроникам. В его повествовании скифы выступают как грозная и сокрушительная сила. Судя по Геродоту, сын Партатуа Мадий в отношениях с Ассирией придерживался отцовской политики. В 623 году до н. э., когда мидийский царь Киаксар со своими подручными осадил ассирийскую столицу – Ниневию, в пределы его царства

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении