Путешествия во времени и пространстве
Проект, переживший Наполеона
Придя к власти, Наполеон III (1808—1873) затеял в 1853 году грандиозную перестройку средневековых кварталов Парижа, намереваясь превратить столицу страны в современный город с широкими бульварами и просторными площадями. В этом ему помогал префект Парижа, барон Жорж Эжен Осман. Последний прославился тем, что снес 27 тысяч старых домов. Разумеется, в планы творцов «обновленного Парижа» входило и возведение новых роскошных зданий. Одним из них должен был стать Оперный театр. Сам Наполеон III выступил за его постройку после того, как на узкой улочке перед прежним театральным зданием на него было совершено покушение (после взрыва бомбы император чудом остался жив, но несколько человек погибло и еще около двухсот было ранено). Вскоре был объявлен конкурс на лучший проект новой Парижской оперы. Его выиграл тогда еще молодой и совершенно неизвестный Шарль Гарнье (1825—1898). Впрочем, его замысел сразу встретил резкую критику, но что проку было в возражениях хулителей, если задуманный облик «Гранд Опера» идеально вписывался в «имперский стиль» Второй империи.
Планы Гарнье выдержали и этот шквал критики, и тяготы войны с Пруссией (1870— 1871), и крах Второй империи, и восстание парижских коммунаров. Все эти политические потрясения все-таки не поколебали позиции крупной буржуазии, не изменили ее вкусов. Было прекращено лишь строительство так называемой Ротонды императора – входного павильона западного фасада, первоначально предназначенного для Наполеона III.