Ташкентец Ширяевец стал проводником поэта Есенина в мир Туркестана

Знание – силаКультура

«Красный» чай в «Бирюзовой чайхане»

Наталья Стеркина

Из биографии Сергея Есенина известно, что он бывал в Туркестане в 1921 году. Этот год ознаменован работой над драматической поэмой «Пугачев», сильный лирический настрой которой раздражал многих современников, называвших ее имажинистской, вовсе не исторической, далекой от пушкинских традиций. Интересно, что некоторые эпизоды поэмы сочинялись во время поездки по Средней Азии. В Ташкенте Есенин читал фрагменты друзьям-поэтам, среди которых первым был Александр Ширяевец.

Город, как известно – это люди. Ташкентец Ширяевец стал проводником московского поэта в мир Туркестана.

В Ташкенте есть музей С. А. Есенина, он находится в красивом здании бывшей библиотеки имени Л. Н. Толстого (тупик Л. Толстого, д. 20). А все началось с открытия общественного музея группой энтузиастов. 10 июля 1981 года возле обычного жилого дома № 123 Высоковольтного массива собралось 120 человек, среди них был переводчик стихотворений поэта на узбекский язык народный поэт Эркин Вахидов, который назвал будущий музей настоящим домом Есенина, где поэт будет прописан навечно. Так и вышло. Силами первого директора общественного музея Вадима Викторовича Николюка, Альбины Витольдовны Маркевич, Сергея Ивановича Зинина музей был создан. В 1996 году в него пришел Б. А. Голендер и работает там по сей день. Именно Борис Анатольевич, знаток творчества А. Ширяевца, так вдохновенно воссоздает атмосферу дружеского общения поэтов в 1921 году, что «Персидские мотивы» Есенина начинают еще больше пленять, раскрываясь, как бутоны под жарким солнцем, источая аромат восточных яств и тканей.

Директор музея Борис Голендер

О Ширяевце, в общем, было известно немного: писал крестьянские стихи, был замечен Клюевым, Буниным, который, кстати, отметив талант поэта, посоветовал писать больше о том, что он видит вокруг себя, то есть о Востоке. Пленили его стихи и Сергея Есенина. Прочитав их однажды, Есенин сразу почувствовал родство душ и завязал переписку с Ширяевцем. Свела поэтов крестьянская тема. Б. Голендер рассказывает о том, как родившийся в большом волжском селе Ширяево-Буерак, Александр Абрамов (настоящая фамилия поэта) переехал после смерти отца в Ташкент, где закончил курсы телеграфистов, попал в группу ташкентских поэтов, среди которых был Павел Поршаков, учитель русско-туземного училища на Симзаре, ставший впоследствии близким другом. Когда уже начавшего печататься телеграфиста вызывали читать на поэтическом вечере, то объявляли так: «Сейчас прочтет свои стихи туркестанский поэт Ширяевец!» Борис Анатольевич объяснил, что такое прозвище – «тахаллус» – было ему дано и закрепилось как псевдоним. И выступал Ширяевец, «скупоречивый уваленьпарень» (по воспоминаниям современника) в залах модного синематографа – «Хивы», «Красной Мельницы», и читал:

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении