«Знаем путь машины и как её окупить»: что за Drive Electro, которая хочет строить в России 1000 электрогрузовиков в год
Созданная инженером компания занималась аккумуляторами для тяжёлого траспорта, способными работать зимой, а теперь решила сама строить машины на основе «КамАЗов».
В конце февраля 2021 года российская Drive Electro объявила, что построит под Москвой завод, способный выпускать по тысяче электрогрузовиков в год. У компании в планах несколько моделей, в первую очередь для российских заказчиков — и в списке возможных партнёров есть «Магнит», которому уже передали тестовый образец.
Drive Electro существует уже около 10 лет и занимается электрофикацией автомобилей — делает из автобусов и грузовиков электротранспорт. В строительство завода она собирается частично вложить собственные деньги, заработанные на разработках батарей и их поставках для городского транспорта и магазинов вроде «Ашана».
Основатель компании Сергей Иванов рассказал vc.ru, чем занималась компания до планов построить свой завод и почему считает коммерческий электротранспорт выгодным направлением.
Из науки в бизнес
Сергей Иванов закончил экономический факультет Московского государственного агроинженерного университета имени В.П. Горячкина в 1998 году. Там же изучал «Автомобили и автомобильное хозяйство» и в 2003 году защитил кандидатскую, а в 2013 — докторскую. Работы посвящены вопросам транспорта и накопителей энергии.
Параллельно с научной деятельностью Иванов занимался разработкой электрических решений для коммерческого транспорта вместе с командой будущей компании, рассказал он vc.ru. В 2004 году инженер участвовал в выпуске автомобиля с гибридным приводом на базе ВАЗ 21213 («Нива») для сельского хозяйства, говорится на сайте Drive Electro.
В 2010 году инженер разработал батарейный модуль для первого в России троллейбуса с запасом автономного хода 30 км. Среди других проектов — аккумуляторы для первого российского электробуса НефАЗ 52992, электромобили «Газель-Бизнес», макетный образец электромобиля на базе Volkswagen Caddy для курьерских служб и другие.
В 2009 году Иванов зарегистрировал проектную ООО «НИИКЭУ» («Научно-исследовательский институт комбинированных энергоустановок»). Компания занималась поставками комплектующих для электротранспорта. В 2014 году после завершения проекта ООО «НИИКЭУ» ликвидировали, рассказали в компании.
За год до закрытия он основал другую компанию с таким же названием. По его словам, команда решила сконцентрироваться на научных исследованиях, но по мере роста спроса на разработки «пришлось заняться производством» под брендом Drive Electro.
Drive Electro собирала аккумуляторные модули, которые затем устанавливала на коммерческие автомобили и общественный транспорт, делая из них электротранспорт. В первый год работы выручка компании составила 90,9 млн рублей, чистая прибыль — 1,5 млн рублей. Выручка за 2019 год достигла 1,7 млрд рублей, чистая прибыль — 625,4 млн рублей.
Иванову принадлежит 100% компании, говорится в базе «Контур.Фокус». Сейчас в ней работает около 60 человек, рассказал инженер.
«Надёжные» аккумуляторы для российских морозов
Российские производители, как правило, не занимаются аккумуляторными ячейками, а заказывают их у других компаний, объяснил Иванов. Drive Electro разрабатывает концепцию электромобиля на базе транспорта заказчика с учётом имеющейся инфраструктуры, например, контактной сети для троллейбуса.