«Жизнь и борьба Белостокского гетто. Записки участника Сопротивления»
В июле 1941 года в польском Белостоке было создано гетто для еврейского населения. Его узники были обязаны трудиться на фабриках, производивших текстильную и военную продукцию для немецких войск. В августе 1943 года гетто было решено ликвидировать, а жителей отправить в лагеря смерти Треблинка и Майданек. Евреи пытались сопротивляться — но организованное ими восстание подавили за четыре дня, и немногие выжившие перешли к партизанской борьбе. Уроженец Белостока и участник сопротивления, доктор филологических наук и профессор Воронежского государственного педагогического университета Сергей Самуилович Беркнер написал книгу «Жизнь и борьба Белостокского гетто. Записки участника Сопротивления» (издательство «Книжники») — о своей жизни в гетто, участии в подготовке восстания и том, что происходило после его подавления. N + 1 предлагает своим читателям ознакомиться с отрывком, в котором рассказывается о зарождении подполья и о том, где и каким образом участники сопротивления доставали оружие.
С 18 по 31 января в России проходит ежегодная Неделя памяти жертв Холокоста, посвященная годовщине освобождения Красной армией узников концлагеря Освенцим и международному дню памяти Холокоста.
Жестокий террор не мог не вызвать ответной реакции. Движение Сопротивления зародилось в Белостокском гетто уже в конце 1941 года. Этому способствовал ряд обстоятельств. Во-первых, несмотря на хорошо отработанную тактику фашистов, направленную на запугивание, моральное унижение и физическое уничтожение, первый шок прошел и стала крепнуть воля людей к сопротивлению и борьбе. Во-вторых, среди белостокских рабочих и левой интеллигенции всегда были прочны революционные традиции. И в-третьих, после сентября 1939 года в Белостоке оказалось много еврейских, а также некоторых польских беженцев из Варшавы, Лодзи и других городов Польши, многие из которых были членами компартии и других левых движений. Все эти факторы содействовали возникновению первых подпольных групп уже в конце 1941 года. В ноябре в подвале больницы гетто на улице Фабричной, 7 состоялось совещание, в котором участвовало несколько подпольщиков, в том числе Рива Шиндер-Войсковская, Иошке Каве, Соломон-Лазарь Якубович, Аделя Херц, Блюма Лакс, Ева Шварц, польский коммунист Антоний Якубовский, белоруска Дарья Черняк (Нюра). Эти подпольщики, а также Даниель Мошкович, Лейб Мандельблит и Артур Осколо составили первый антифашистский комитет Белостока, выработавший план подпольной борьбы, охватившей как гетто, так и «арийскую» сторону города. Первыми связными подпольщиков гетто с русскими, белорусскими и польскими антифашистами были учительница Шейна Пат-Левина и ее дочь Ханна; Шейна Пат-Левина была сестрой моей первой учительницы Цвии Пат. Шейне и Ханне активно помогали лодзинская девушка Малка (Марыля) Ружицкая и Блюма Лакс.