Зимний дизель свернул в суррогатное русло
Региональные АЗС столкнулись с нехваткой моторного топлива
Владельцы независимых АЗС на фоне роста спроса столкнулись с нехваткой дизеля на Дальнем Востоке. Производители заявляют об увеличении поставок. Но мощностей в пиковый сезон не хватает.
Почему на Дальнем Востоке не хватает дизеля
В Приморском крае владельцы независимых АЗС и промышленные предприятия не могут получить необходимые объемы зимнего дизельного топлива, рассказал РБК глава Приморского топливного союза и гендиректор сети заправок «Комплект-Сервис» Владимир Чирсков.
Топливо можно купить на нефтебазах «Нефтегазхолдинга» Эдуарда Худайнатова и «Роснефти», которым принадлежат два нефтеперерабатывающих завода в регионе, по приемлемым мелкооптовым ценам, следует из слов Чирскова. Но из-за недостаточной емкости нефтебазы «Роснефти» и загруженности железнодорожной станции, к которой она привязана, «регулярно происходит сбой выдачи топлива», указывает он. Кроме того, чтобы получить топливо, бензовозы вынуждены до 10 часов в сутки простаивать в ожидании дизеля. «Нефтегазхолдинг» отгружает зимний дизель по заявкам покупателей всего по 1 т в день, добавляет Чирсков.
На бирже покупать дизельное топливо невыгодно: в пересчете на 1 л биржевая цена выше розничной на 5 руб., заключает собеседник РБК.
По словам аналитика Reuters Максима Назарова, аналогичные проблемы появились у владельцев АЗС на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири примерно две недели назад. «Наступили холода, спрос на зимнее дизельное топливо увеличился, а предложение — нет, поэтому биржевые цены выросли», — отмечает он. Из-за роста спроса нефтебазы вертикально интегрированных компаний могут увеличить отгрузки на свои заправки, а другим покупателям может не хватить, полагает эксперт.
«Нефтегазхолдинг» поставляет все произведенное топливо на внутренний рынок, в том числе в самые отдаленные районы, например грузит в танкеры и отправляет на Камчатку, говорит его представитель. Но у компании «скромные возможности», и, чтобы «не осушить свои АЗС» и обеспечить топливом социальные службы, она до 30% топлива закупает на бирже. Лишнее топливо «Нефтегазхолдинг» поставляет в равных объемах, по одной тонне, коммерческим потребителям. «По нашей информации, в том числе от наших коллег в регионе, на сегодняшний день весь Дальний Восток обеспечен товарными запасами на все виды топлива в достаточном количестве», — заключил представитель «Нефтегазхолдинга».