Женский демарш: почему комедия “8 подруг Оушена” — это серьезно
В прокате “8 подруг Оушена” — остроумный и изящный фильм-ограбление. И только потом — все остальное.

Отсидев срок за то, что она оказалась мужественнее своего дружка-подельника, девушка по имени Дебби Оушен (Сандра Буллок) выходит из тюрьмы по УДО и в духе графа Монте-Кристо разрабатывает план мести. Шаг №1 — собрать несколько одаренных подруг. Первой на помощь приходит блондинка-бутлегер (неотразимая Кейт Бланшетт в коже и на мотоцикле). Затем — приезжая, судя по проблемам с паспортом, хакер-анархист (Рианна); воспитанная улицами фокусница-воровка (американо-азиатская рэпперша Аквафина); мечтающая сбежать от индийской мамы ювелир (Минди Кейлинг из сериала “Проект Минди”) и отошедшая от дел контрабандистка с семейными трудностями (Сара Полсон из “Американской истории ужасов”). Не совсем по своей воле в авантюру втягиваются еще две блестящие девушки — погрязшая в долгах и банке с “Нутеллой” дизайнер одежды (гениальная Хелена Бонем Картер) и притворяющаяся пустышкой актриса Дафни Крюгер (Энн Хэтуэй), которая и вовсе не понимает, что происходит. А происходит вот что: в Нью-Йорке вот-вот пройдет ежегодный бал Met Gala, Дафни выйдет в свет в ожерелье от Cartier за 150 миллионов долларов, а заговорщицы найдут (или не найдут — вот так интрига) способ его украсть. Это, собственно, и есть Шаг №2.
Met Gala — настолько важное для индустрии глянца событие, что звезды и модели предпочитают его совпадающему по датам Каннскому кинофестивалю. Поэтому “8 подруг Оушена” хочется первым делом сравнить даже не с эпопеей Джорджа Клуни, а с фильмом “Роковая женщина” Брайана де Пальмы, вышедшем примерно тогда же, в 2002 году. Он начинался с во всех смыслах ювелирного ограбления на открытии Каннского кинофестиваля. Поймав светскую красавицу прямо на красной ковровой дорожке, грабительница (фотомодель Ри Расмуссен, впоследствии ставшая хорошей актрисой и отличным режиссером — посмотрите ее фильм “Человеческий зоопарк”) затаскивала жертву в туалет и избавляла от лишних предметов гардероба. А пока девушки занимались любовью, ее подельница (Ребекка Ромейн из “Людей Икс” и одного сентиментального фильма с Беном Аффлеком, тоже экс-супермодель), прячась в соседней кабинке, подменяла украшения. Брайан де Пальма заварил до того крепкий, черный и густой нуар, что могло показаться, будто бы это сатира на жанр: в фильме, например, была сцена, где Антонио Бандерас дерется с другим мужчиной, чтобы его женщина возбудилась. Но как бы не так: “Роковая женщина” — кино, серьезное, как инфаркт. Это был своего рода апофеоз ожиданий принадлежащего мужчинам Голливуда от женского тела. И актрисам на заре нового тысячелетия было не так уж и просто противиться этим ожиданиям — альтернативой было разве что раствориться в калифорнийском мраке, как те несчастные старлетки из вышедшего годом раньше “Малхолланд-драйва”.