Женская доля: сколько предпринимательниц в РФ и как они строили бизнес в 2022 году
Согласно индексу женской деловой активности (WBI) за 2022 год, в России больше половины предпринимательниц ощутили на своем бизнесе негативное влияние кризиса. Около трети заметили, что общество стало лучше относиться к их роду занятий. Forbes Woman рассказывает, как одни женщины спасали свой бизнес, а другие увидели возможности для развития.
По данным доклада Mastercard Index of Women Entrepreneurs, вышедшего в марте 2022 года, женщины составляют 34,1% предпринимателей (хотя их доля в трудоспособном населении — больше половины). Россия находится лишь на 29-м месте из 58 в списке самых благоприятных стран для женщин в бизнесе. Впрочем, в США, которые в этом списке лидируют, женщин-предпринимательниц примерно столько же — 35,6%. По подсчетам Федеральной налоговой службы, женщины составляют 40% владельцев малого и среднего бизнеса в России.
Как сообщает общественная организация «Опора России», больше половины — 58% — компаний, возглавляемых женщинами, работают в сфере услуг. Более детальной информации нет, — зато ФНС перечисляет виды деятельности, популярные у женщин-самозанятых: это маркетинг и реклама, парикмахерские услуги, услуги маникюра и педикюра, дизайн интерьера, а также пошив одежды и «создание собственной продукции».
Около 30% предпринимательниц (28% по данным «Опоры России», 32% согласно исследованию компании «Деловая среда» и Rambler&Co). При этом среди продавцов на маркетплейсах женщин большинство —53%.
Согласно отчету аналитического центра НАФИ, в креативных индустриях женщины чаще управляют компаниями, специализирующимися на обучающих курсах, тренингах, организации мероприятий и развлечений, моде и дизайне, издательской деятельности. Каждая четвертая компания под руководством женщины-предпринимателя производит дизайн-макеты, чертежи, проекты или обучающие курсы, тренинги, консультации, каждая пятая создает информационные материалы, промо-материалы, рекламу, праздники или экскурсионные программы.
На основе перечисленных данных можно сделать вывод о том, что предпринимательницы в России активны в креативных сферах, в индустрии красоты, фешен-индустрии, маркетинге и торговле. Forbes Womanпообщался с предпринимательницами и экспертами, чтобы выяснить, как чувствовал себя женский бизнес в 2022 году.
Потеря бизнеса
«После начала «спецоперации»* до половины женщин-предпринимателей задумались о смене вектора в бизнесе», — говорит Анна Алфимова, управляющий партнер Лаборатории карьеры Алены Владимирской. Согласно индексу женской деловой активности (WBI) за 2022 год, в России больше половины предпринимательниц (52%) ощутили негативное влияние санкций. Наиболее распространенные проблемы, с которыми сталкиваются владелицы бизнеса в новых социально-экономических условиях, связаны со снижением выручки (52%) и спроса на продукты и услуги компании (29%), а также с проблемами поставок и ростом цен на сырьё (37%).
«Ингредиенты, которыми мы пользовались, в основном импортные. Это, в частности, модифицированный крахмал. Оказалось, что он как-то относится к оборонной промышленности, и, соответственно, с марта мы не смогли его закупить, так как продукт оказался под санкциями. Другой крахмал нам не подходит — качество продукции стало бы сильно ухудшаться», — рассказала Forbes Woman генеральный директор производителя растительного молока VolkoMolko Александра Левкова. В октябре компании исполнилось бы девять лет, и за эти годы предпринимательница инвестировала в нее более 40 млн рублей — а потеряла 25 млн. В 2022 году ей пришлось закрыть бизнес. Еще две причины, из-за которых Левковой пришлось принять столь радикальное решение, — срыв инвестиционной сделки и отток потенциальных покупателей из России. «После начала «спецоперации» инвесторы попросили отмотать процесс назад. А когда началась мобилизация, уехали, скажем так, свободные и неформальные люди — это в том числе приверженцы