Заведи себе спонсора!. Чем заменить заблокированный Patreon
Платформы для авторов дали многим возможность зарабатывать своим творчеством. Однако часть из них стала сейчас недоступна. Где можно продать себя поклонникам?
В 2013 году музыкант Джек Конте имел множество поклонников, но совершенно не имел денег. С музыкантами это частенько случается. Его любили на YouTube, но не хотели брать издатели. Тогда он придумал сайт для творческих людей, где их поклонники могут спонсировать их творчество напрямую. Так появился Patreon.
Заслуга Patreon в том, что он предложил новую, оригинальную модель поддержки автора поклонниками. Иногда его называют «краудфандинговой платформой», но это не совсем верно. Модель краудфандинга предполагает предоплату конкретного творческого продукта с возвратом денег, если он не состоялся. Patreon же дает возможность получать деньги не за продукт, а за автора. Милая сердцу творческого человека схема: «Дайте мне денег просто так, потому что я такой хороший».
Поклонники подписываются на аккаунт автора и переводят ему деньги ежемесячно, взамен получая доступ не к продукту (книге, песне, картине, видеоролику), а к общению с его автором. Обычно авторы дают на Patreon доступ к «внутренней кухне» – наброскам, черновикам, репетициям, процессу создания произведений. Иногда предоставляют приоритетный ранний доступ. Многим важна сама возможность пообщаться с любимым автором, и они готовы платить за эту привилегию. Что поделать? Творческие люди всегда немного «попрошайки». Микеланджело Буонарроти жил на средства Лоренцо Медичи, Джексона Поллок – на стипендию Пегги Гуггенхайм, ну а Франциск Первый содержал целого Леонардо да Винчи. Patreon дал возможность обычным людям стать настоящими меценатами.
Однако Patreon имеет и свои недостатки. Во-первых, он рассчитан преимущественно на YouTube-ров, которые составляют половину пользователей, и цифровых художников (вторая половина), будучи менее удобным для других жанров. Во-вторых, он с самого начала был не очень дружелюбен к российским авторам – из-за англоязычности и двойного налогообложения.
На днях эта история закончилась для россиян окончательно – Роскомнадзор заблокировал Patreon.
Согласно экспертным оценкам, в России порядка 10 000 действительно сильных авторов (контент-мейкеров). Объем российского рынка варьируется от 12 до 15 млрд рублей в год. Понятно, что такой оборот охотно приютили отечественные сервисы. Так куда же пошли российские авторы?